• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 25 октября 2011 года Дело N 33-14293/2011
 

Дело № 33-14293/2011

г. Уфа 25 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Черчага С.В.

судей Науширбановой З.А.

Тазетдиновой Г.А.

с участием прокурора Ишбулатовой Е.И.

при секретаре Лялиной А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан Ступина С.П., кассационному представлению помощника прокурора Караидельского района Республики Башкортостан Чистякова С.В. на решение Караидельского районного суда РБ от 15 июля 2011 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан и администрацию муниципального района Караидельский район предоставить Мингаеву В.В., ... года года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Караидельского района РБ обратился в суд с иском в интересах Мингаева В.В. к администрации муниципального района Караидельский район РБ, Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального района Караидельский район, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям. В обоснование указал, что Мингаев В.В. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получения жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Суд вынес вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П. решение суда просит отменить в части удовлетоврения требований заявленных в отношении правительства РБ, указав, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей должна быть возложена на органы местного самоуправления, поскольку постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года №200 данная обязанность возложена на администрации муниципальных районов и городских округов, а Республика Башкортостан осуществляет лишь финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В кассационном представлении помощник прокурора Караидельского района Чистяков С.В. просит отменить решение суда, указав, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения Мигнаеву В.В. противоречит закону.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Ишбулатову Е.И., судебная коллегия находит, что решение суда в части обязания Администрации муниципального района Караидельский район предоставить Мингаеву В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям подлежит отмене в силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права. Решение в части предоставления жилого помещения отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям подлежит изменению.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, мать Мингаева В.В. - М.А.Р. умерла ... года Отец Мингаева В.В. - М.В.Я. умер ... года (л.д.15,16).

Постановлением главы администрации ... района РБ за ... от ... года Мингаев В.В. устроен в детский дом.

В соответствии с положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ решением жилищной комиссии при администрации муниципального района Караидельский район от ... года года № ... Мингаев В.В. была признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и поставлен на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих первоочередное право на предоставление жилья (л.д.22).

Согласно справке директора ... С. Мингаев В.В. учился в ... года учебном году в ... (л.д.25).

Из справки ГУП ЦУИИОН от ... года, следует, что Мингаев В.В. собственником объектов недвижимости не установлен (л.д.10).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.

Из конституционно-правового смысла Конституционного Суда Российской Федерации, выраженного в Определении № 250-О-П от 05.02.2009г. следует, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Суд пришел к правильному выводу, об обязании Правительство Республики Башкортостан предоставить Мингаеву В.В., жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, поскольку в силу вышеизложенных норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам регулируется постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - постановление № 200).

Следовательно, администрация муниципального образования не наделена полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, решение в части обязания Администрации муниципального района Караидельский район предоставить Мингаеву В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям нельзя признать законным и обоснованным, в этой части оно подлежит отмене.

Так как юридически значимые обстоятельства по делу установлены, то судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, в отмененной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Караидельского района РБ об обязании администрации муниципального района Караидельский район предоставить Мингаеву В.В., жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым решение в части обязания Правительство предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям изменить, обязав предоставить Мингаеву В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не более ... квадратных метров.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Давая оценку доводам жалобы представителя Правительства РБ и выводам суда первой инстанции в оспариваемом решении судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления в части обязания Правительства РБ предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, поскольку они являются лишь переоценкой фактов установленных судебным решением и изложением своей правовой позиции, которая суду была известна.

Руководствуясь ст. 347, 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Караидельского районного суда РБ от 15 июля 2011 года в части обязания Администрацию муниципального района Караидельский район предоставить Мингаеву В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям отменить.

Вынести в отмененной части новое решение, которым отказать прокурору Караидельского района РБ об обязании администрацию муниципального района Караидельский район предоставить Мингаеву В.В., жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

Решение Караидельского районного суда РБ от 15 июля 2011 года в части обязания Правительства Республики Башкортостан предоставить Мингаеву Вилену Виленовичу, 15.02.1990 года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям изменить, указав об обязании Правительства предоставить Мингаеву Вилену Виленовичу, 15.02.1990 года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Караидельский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не более ... квадратных метров.

Председательствующий Черчага С.В.

Судьи Науширбанова З.А.

Тазетдинова Г.А.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-14293/2011
Принявший орган: Верховный суд Республики Башкортостан
Дата принятия: 25 октября 2011

Поиск в тексте