СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 декабря 2011 года Дело N 33-16370/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Козловой Н.В.

судей Алексеенко О.В.

Железнова О.Ф.

с участием прокурора Шамигуловой Н.М.

при секретаре Сулейманове С.В.

рассмотрела в судебном заседании 08 декабря 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан Калеевой Н.О. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 января 2011 года, которым постановлено:

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Бизикиной М.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

По докладу судьи Верховного Суда РБ Козловой Н.В. судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Октябрьского района г. Уфы в интересах Бизикиной М.С. обратился в суд с иском к Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что Прокуратурой ... района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Бизикина М.С, ... г.р., ... года была принята на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении. Бизикина М.С. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

С ... года по ... года Бизикина М.С. обучалась в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования РБ «...» по специальности «...». В настоящее время, Бизикина М.С. вместе с мужем Б.В.С., а также несовершеннолетней дочерью Б.К.В. ... г.р., временно проживают в общежитии по адресу: .... Просил обязать предоставить Бизикиной М. С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте г. Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Суд 26 января 2011 года вынес приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив её доводы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.

Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 2, 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на органы местного самоуправления Республики Башкортостан не может быть возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Бизикина М.С., ... г.р., Постановлением главы администрации ... района городского округа г. ... РБ №... от ... года принята на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении.

Мать ребенка - Л.И.С. умерла ... года, отец ребенка - Л.С.Н. с гражданкой Л.М.С. создали новую семью и воспитанием ребенка не занимались.

С ... года по ... года Бизикина М.С. обучалась в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования РБ «...» по специальности «...».

В настоящее время Бизикина М.С. вместе с мужем Б.В.С., ... г.р., а также несовершеннолетней дочерью Б.К.В., ... г.р., временно проживают в общежитии по адресу: ....

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, поскольку Бизикиной М.С. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., и в силу вышеприведенных норм закона, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством субъекта Российской Федерации, то обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан.

Доводы кассационной жалобы о том, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку Республика Башкортостан как субъект РФ осуществляет лишь финансирование расходов администраций муниципальный районов и городских округов на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, является необоснованным, поскольку закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан не принят, а потому на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по предоставлению Бизикиной М.С. жилого помещения вне очереди.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны.

Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и соответствует требованиям законодательства.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают правовые суждения суда, в связи, с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Республики Башкортостан Калеевой Н.О. - без удовлетворения

Председательствующий Н.В.Козлова

Судьи О.В. Алексеенко

О.Ф.Железнов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка