СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 декабря 2011 года Дело N 33-17099/11

по делу № 33-17099/11

22 декабря 2011 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Гафаровой Л.Ф.

судей Васильевой Г.Ф.

Гизатуллина А.А.

при секретаре Набиеве Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2011 г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора Уфимского района удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан выделить лимиты капитальных вложений для обеспечения жильем Мещеряковой Е.Н..

Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обеспечить Мещеряковой Е.Н. жилым помещением не ниже установленных социальных норм по месту жительства вне очереди за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан обратился в суд в защиту прав и интересов Мещеряковой Е.Н. к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан и просил обязать Правительство Республики Башкортостан выделить лимиты капитальных вложений для обеспечения жильем Мещеряковой Е.Н.; обязать администрацию муниципального района Уфимский район обеспечить Мещерякову Е.Н. жилым помещением не ниже установленных социальных норм по месту жительства вне очереди в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене приведенного решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В п.п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела усматривается, что Мещерякова Е.Н. является лицом из числа детей-сирот, поскольку мать Мещеряковой Е.Н. - ФИО1 отказалась от дочери в родительном доме, отец Мещеряковой Е.Н. не установлен (л.д. 17, 19).

С ... года Мещерякова Е.Н. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях при администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, что подтверждается постановлением администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ... года №... (л.д. 11).

В период времени с ... года по ... года Мещерякова Е.Н. воспитывалась в Чесноковском детском доме. С ... года по ... года обучалась в ФГОУ СПО (л.д. 12 оборотная сторона, 16, 21).

Согласно сообщения Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 18 января 2010 г. № 01/014/2010-315, справке ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» Уфимский городской филиал от 31 августа 2010 г. № 81794, Уфимский районный филиал от 18 января 2010 г. № 94 Мещерякова Е.Н. собственником какого-либо жилого помещения не является (л.д. 13, 21 оборотные стороны, 22).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2, 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на органы местного самоуправления Республики Башкортостан не может быть возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди.

В связи с этим решение суда в части возложения обязанности по предоставлению жилья Мещеряковой Е.Н. на администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не может быть признано обоснованным.

Кроме того, возложение судом обязанности на Правительство Республики Башкортостан о выделении лимитов капитальных вложений в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может привести к неисполнимости решения суда о предоставлении жилья Мещеряковой Е.Н., поскольку действующим законом не предусмотрено выделение лимитов без указания суммы и с указанием конкретного физического лица, претендующего на получение жилья.

Нормами действующего законодательства предусмотрено возложение обязанности по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на субъекты РФ, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ не ниже установленных социальных норм в черте конкретного региона либо местности.

В этой связи суду следовало поставить перед истцом вопрос о необходимости уточнения заявленных исковых требований относительно нормы предоставления жилья и населенного пункта, в котором Мещеряковой Е.Н. необходимо предоставить жилье во внеочередном порядке.

С учетом изложенного состоявшееся по делу решение суда нельзя признать законным и обоснованным оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Поскольку в заседании судебной коллегии невозможно восполнить юридически значимые обстоятельства по делу, изменение заявленных требований, представление сторонами новых доказательств по делу, и их оценке в зависимости от существа заявленных требований, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как не соответствующее требованиям законности и обоснованности, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, еще раз проверить доводы сторон, предложить прокурору уточнить свои исковые требования, оценить представленные сторонами доказательства, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Л.Ф. Гафарова

Судьи: Г.Ф. Васильева

А.А. Гизатуллин

Справка: судья Кудряшов В.К.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка