СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 августа 2011 года Дело N 33-11406/2011

дело № 33- 11406/2011г.

г. Уфа 25 августа 2011г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Прониной Л.Г.

судей Абземиловой З.Р.

Науширбановой З.А.

при секретаре Гареевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан Калеевой Н.О. на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 07 февраля 2011 года, которым постановлено:

исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Бабиной О.А., ... года года рождения, к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Бабиной О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Бабиной О.А. обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Бабина О.А. принята на учет Администрацией Октябрьского района ГО г. Уфа РБ в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении с ... года года. Согласно действующего законодательства Бабина О.А. должна быть обеспечена жильем путем финансирования из бюджета Республики Башкортостан. В нарушение действующего законодательства Бабиной О.А. жилье не предоставлено.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О. решение суда просит отменить, указав, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должна быть возложена на органы местного самоуправления, поскольку постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года №200 данная обязанность возложена на администрации муниципальных районов и городских округов, а Республика Башкортостан осуществляет лишь финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилице.

В силу под.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года №184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (далее ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Республикой Башкортостан принят Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27 октября 1998 года № 188-з, которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (часть 4 статьи 8).

Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 2007 года №200 установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется на счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.

Вместе с тем, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (далее ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: о социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд правильно сослался на положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и обосновано сделал вывод о том, что на органы местного самоуправления может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан только в случае наделения их государственными полномочиями субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении действующего законодательства.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ обеспечение жилой площадью вне очереди указанной категории граждан осуществляется органами исполнительной власти после окончании их пребывания в образовательных учреждениях и в тех случаях, если за ними не было закреплено жилое помещение.
 


То есть, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, является выяснение судом вопроса о времени окончания учебного заведения Бабиной О.А., наличие у нее закрепленного жилого помещения.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, мать Бабиной О.А. - Б. ... (л.д.9).

Судом первой инстанции установлено, что в период с ... года по ... года Бабина О.А. воспитывалась в ... и находилась на полном социальном обеспечении (л.д.16). Кроме того, из диплома серии ... следует, что ... года Бабина О.А. окончила обучение в ... ... г. Уфы РБ по специальности ... (л.д.17).

Материалами дела подтверждено, что в настоящее время Бабина О.А. временно зарегистрирована в общежитии ... (л.д.12-13).

Из справки ГУП ЦУИИОН от ... года, следует, что Бабина О.А. собственником объектов недвижимости не установлена (л.д.11).

Согласно выписки из Распоряжения главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан за ... от ... года видно, что Бабина О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.8).

Судом первой инстанции правильно определено, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Судом первой инстанции правильно установлено, что из представленных доказательств, следует считать Бабину О.А. нуждающейся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, она имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», площадью не менее 14 кв.м. не более 33 кв.м.

Давая оценку доводам жалобы и выводам суда первой инстанции в оспариваемом решении судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.

Доводы жалобы о незаконности состоявшегося судебного решения неверны и не могут быть признаны состоятельными в силу их несоответствия имеющим значение для дела обстоятельствам, они являются лишь переоценкой фактов установленных судебным решением и изложением своей правовой позиции, которая суду была известна.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 07 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Республики Башкортостан Калеевой Н.О. - без удовлетворения.

Председательствующий Пронина Л.Г.

Судьи Абземилова З.Р.

Науширбанова З.А.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка