• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 13 декабря 2011 года Дело N 33-16559/11
 

по делу № 33-16559/11

13 декабря 2011 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Гафаровой Л.Ф.

судей Васильевой Г.Ф.

Гизатуллина А.А.

с участием прокурора Турумтаевой Г.Я.

при секретаре Сулейманове С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 09 сентября 2011 г., которым постановлено:

обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Юсуролву С.Х. жилое помещение вне очереди в г. Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

В удовлетворении иска к Администрации городского округа г. Стерлитамак о предоставлении жилого помещения Юсупову С.Х. - отказать

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Октябрьский Республики Башкортостан в интересах Юсупова С.Х. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить Юсупову С.Х. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, мотивируя требования тем, что Юсупов С.Х. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Юсупов С.Х. по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку Республика Башкортостан как субъект РФ осуществляет лишь финансирование расходов администраций муниципальный районов и городских округов на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Юсупова С.Х., просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, мнение прокурора, судебная коллегия находит, решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2, 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 03 октября 2006 г. № 10/15з установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на органы местного самоуправления Республики Башкортостан не может быть возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди.

Из материалов дела усматривается, что родители Юсупова С.Х., ... года года рождения, умерли, отец Юсупов Х.М. - ... года, мать Юсупова Т.М. - ... года, что подтверждается свидетельствами о смерти от ... года, от ... года (л.д. 39, 40).

Постановлением главы администрации г. Стерлитамак Республики Башкортостан от ... года №..., опекуном Юсупова С.Х. назначена Стаценко Н.М. (л.д. 10).

Постановлением главы администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от ... года №... Юсупов С.Х. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях при администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (л.д. 14).

С ... года по ... года Юсупов С.Х. обучался и проживал в муниципальной школе-интернате среднего (полного) общего образования №... ... Республики Башкортостан, что подтверждается справкой от ... года №... (л.д. 11).

С ... года по ... года Юсупов С.Х. обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональное училище №... г. Стерлитамака, что подтверждается соответствующим дипломом (л.д. 7).

Согласно уведомления Управления Росреестра по ... от ... года №..., справке ГУП «Бюро Стерлитамакский городской филиал от ... года №..., Юсупов С.Х. собственником какого-либо жилого помещения не является (л.д. 19, 21).

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца предъявленных к Правительству Республики Башкортостан, и отказе в удовлетворении требовании к администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, поскольку Юсупову С.Х. как ребенку-сироте должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке на территории г. Стерлитамак Республики Башкортостан отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а в силу приведенных норм закона, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством субъекта Российской Федерации, то обязанность по предоставлению Юсупову С.Х. жилого помещения во внеочередном порядке должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан.

Доводы кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан о том, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку Республика Башкортостан как субъект РФ осуществляет лишь финансирование расходов администраций муниципальный районов и городских округов на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, является необоснованным, поскольку закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан не принят, а потому на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по предоставлению Юсупову С.Х. жилого помещения вне очереди.

Иные доводы кассационной жалобы, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - не содержащими оснований для отмены судебного постановления.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, разрешил спор в соответствии с материальным и процессуальным законом, а поэтому судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Между тем, судебная коллегия указывает на то, что возложенная в резолютивной части решения суда на Правительство Республики Башкортостан обязанность по предоставлению Юсупову С.Х. вне очереди в г. Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, может привести к затруднению исполнения судебного постановления, а также с учетом требований указанных выше положений законодательства о необходимости предоставлении детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот, с учетом решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 03 октября 2006 г. № 10/15з, полагает необходимым изменить решение суда в указанной выше части и указать об обязанности Правительства Республики Башкортостан предоставить Юсупову С.Х. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменений.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 09 сентября 2011 г. в части обязания Правительство Республики Башкортостан предоставить Юсупову Салавату Хурасовичу жилое помещение вне очереди в г. Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, изменить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Юсупову Салавату Хурасовичу жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.Ф. Гафарова

Судьи: Г.Ф. Васильева

А.А. Гизатуллин

Справка: судья Орлов С.А.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-16559/11
Принявший орган: Верховный суд Республики Башкортостан
Дата принятия: 13 декабря 2011

Поиск в тексте