СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 июля 2012 года Дело N 33-7738/12

Дело № 33-7738/12

... 18 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Гизатуллина А.А.

судей Фархутдиновой Г.Р.

Ерофеевой А.П.

с участием прокурора Крупновой А.И.

при секретаре Гареевой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Республики Башкортостан Султанбекова А.Р., апелляционному представлению прокурора ... Республики Башкортостан Ахметова И.Я. на решение Караидельского районного суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Ахтямовой ФИО16, ... года года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района ... Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

В остальной части исковых требований к Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан - отказать.

Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ... РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ахтямовой ФИО17 к Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков предоставить Ахтямовой ФИО18, ... года года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района ..., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

... Республики Башкортостан Ахметов И.Я. в апелляционном представлении просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при подготовке дела к разбирательству определение о подготовке дела к судебному разбирательству вынесено не было, в связи с чем, они не были проинформированы о действиях которые следовало совершить для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Башкортостан Султанбекова А.Р. просит отменить решение суда, поскольку, в исковом заявлении и в решении суда отсутствуют сведения об образовании, роде занятий Ахтямовой С.И. Также приведены доводы о том, что они не были извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, копия искового заявления и приложенных к нему документов получены ими не были.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав Ахтямову С.Ю., прокурора Крупнову А.И., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В связи с рассмотрением дела судом первой инстанции в отсутствии ответчика Правительства Республики Башкортостан, не извещенного надлежащим образом о времени и месте слушании дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан ... года перешла к рассмотрению дела по иску прокурора ... Республики Башкортостан в интересах Ахтямовой С.И., к Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по правилам в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В силу ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Между тем, требования закона о порядке извещения стороны о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции выполнены не были.

Каких либо доказательств об извещении ответчика Правительства Республики Башкортостан о времени и месте судебного заседания, назначенного слушанием на ... года час. ... года, материалы дела не содержат. Имеющаяся в материалах дела копия почтового уведомления о вручении судебной повестки на ... года таковым доказательством не является (л.д.32).

Не надлежащее извещение Правительства Республики Башкортостан о времени и месте слушания дела судом первой инстанции лишило представителя ответчика возможности участвовать в судебном заседании, представлять доводы и возражения, таким образом, повлекло нарушение конституционного права на судебную защиту на основе соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, а также права на справедливый суд.

В силу п. 2 ч. 4 ст.330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционной жалобы, представления в случае, если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Из протокола судебного заседания суда первой инстанции от ... года следует, что заместитель прокурора ... Абдюшев А.Р. отказался от исковых требований к Администрации муниципального района ... РБ и поддержал исковые требования в части, предъявленной к Правительству Республики Башкортостан (л.д. 33).

В силу п. 2 ст. 45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо не заявит об отказе от иска.

Ахтямова С.И., в защиту интересов которой прокурором был подан иск, в судебном заседании не присутствовала, и от исковых требований, предъявленных к Администрации муниципального района ... РБ, не отказывалась.

В суде апелляционной инстанции Ахтямова С.И. исковые требования об обязании ответчиков предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района ..., отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, поддержала, просила иск удовлетворить.

Прокурор Крупнова А.И. исковые требования поддержала, просила обязать Администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан предоставить Ахтямовой С.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального района ... Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой ... Республики Башкортостан была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Установлено, что мать Ахтямовой ФИО19 - ФИО20 умерла ... года, отец - ФИО21, решением Нуримановского районного суда от ... года лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери.

Постановлением ... РБ от ... года №... опекуном Ахтямовой С.И. назначена Хакова Ф.Г.

По постановлению № ... РБ от ... года за несовершеннолетними Ахтямовыми: ФИО22 закреплена жилая площадь по адресу: ... РБ по ... общей площадью ... кв. метра. Заключением межведомственной комиссии от ... года вышеуказанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания.

... года Ахтямова С.И. окончила ГОУ НПО профессиональный лицей №....

В настоящее время Ахтямова С.И. достигла возраста совершеннолетия, в связи с чем вышла из под опеки.

Согласно справке администрации СП Ургушевский сельсовет муниципального района ... от ... года Ахтямова С.И. зарегистрирована по адресу: ... Республики Башкортостан.

Как усматривается из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... от ... года и справки Караидельского территориального участка Аскинского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ от ... года Ахтямова С.И. не имеет в собственности объектов недвижимости.

На основании постановления Администрации муниципального района ... от ... года №... Ахтямова С.И. поставлена на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих первоочередное право на предоставление жилья. Однако, в нарушение действующего законодательства, Ахтямовой С.И. жилье по договору социального найма не предоставлено.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно Закону Республики Башкортостан №451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», с 1 января 2012 года государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 07 ноября 2005 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». которым постановлено:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попеченияродителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и наусловиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации иРеспублики Башкортостан, площадью не ниже установленной всоответствующем муниципальном образовании нормы предоставленияплощади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;...

2. Установить, что:

- финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

- перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещенийдетям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджетаРеспублики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов игородских округов Республики Башкортостан на основании следующихдокументов:

распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

-заявки Министерства образования Республики Башкортостан,сформированной по соответствующим заявкам администрациймуниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, навыделение средств из бюджета Республики Башкортостан нафинансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателейгосударственной поддержки;

-документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемогодетям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан:

- сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;

- ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;