СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 мая 2011 года Дело N 33-10183/11

... года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Черчага С.В.,

судей Тазетдиновой Г.А.,

Науширбановой З.А.,

при секретаре Абадовской Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Верховного суда Республики Башкортостан ЧЕРЧАГА С.В.

гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Аургазинского районного суда РБ от 17 мая 2011 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Аургазинского района РБ обратился в суд с иском в интересах Владимировой А.А. к Администрации муниципального района Аургазинский район РБ и Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указывается на то, что прокуратурой Аургазинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нарушение требований действующего законодательства, Владимировой А.А., ... года года рождения с момента исполнения 18-летнего возраста и момента окончания государственного образовательного учреждения - ГОУ НПО ПУ ... г. Стерлитамак в 2010 году и по настоящее время администрацией муниципального района Аургазинский район РБ и Правительством РБ жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, чем грубо нарушаются жилищные права Владимировой А.А., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. По мнению прокурора, непринятие мер по выделению жилого помещения указанному лицу явилось следствием бездействия со стороны администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан.

Решением суда исковые требования прокурора Аургазинского района РБ удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению Владимировой А.А. жилым помещением по договору социального найма вне очереди в соответствии с требованиями действующего федерального и республиканского законодательств, согласно установленным нормам предоставления жилья.

Обязал Правительство Республики Башкортостан предоставить Владимировой А.А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в одном из населенных пунктов Аургазинского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 18 кв. м., но не более 33 кв. м.

В остальной части исковые требования прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан оставил без удовлетворения.

В кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, нарушении норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Кассатор полагает, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления.

Проверив материалы дела, выслушав Владимирову А.А., посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, которая в суд кассационной инстанции не обязательна, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из протокола жилищной комиссии ... от ... года, Владимирова А.А. принята на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма, что также подтверждается списком лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановленных на учет в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Отказывая в иске прокурору в части требования прокурора Аургазинского района о признании бездействия администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан и возложении на неё обязанности по предоставлению Владимировой А.А. жилого помещения подлежат отказу в удовлетворении, суд правильно сослался на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и обосновано сделал вывод о том, что на органы местного самоуправления может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан только в случае наделения их государственными полномочиями субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении действующего законодательства.

В силу под.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года №184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (далее ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Республикой Башкортостан принят Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27 октября 1998 года № 188-з, которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (часть 4 статьи 8).

Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 2007 года №200 установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется на счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.

Вместе с тем, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (далее ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: о социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ обеспечение жилой площадью вне очереди указанной категории граждан осуществляется органами исполнительной власти после окончании их пребывания в образовательных учреждениях и в тех случаях, если за ними не было закреплено жилое помещение.
 


То есть, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, является выяснение судом вопроса о времени окончания учебного заведения Владимировой А.А., наличие у нее закрепленного жилого помещения.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, пояснений Владимировой А.А., что она с ... по ... годы находилась в детском доме, отца у неё нет, а мать лишена родительских прав, после окончания школы она училась в училище ... г. Стерлитамак, которое закончила в 2010 году, что своего жилья не имеет, снимает квартиру в г. Стерлитамак, зарегистрирована в ... у опекуна. Владимировой А.А. был назначен опекун - ХХХ3

Отсутствие у Владимировой А.А. закрепленного жилого помещения кассатором не оспаривается, как и время окончания ею учебного заведения.

Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Давая оценку доводам кассаторов и выводам суда первой инстанции в оспариваемом решении судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.

Доводы кассатора о незаконности состоявшегося судебного решения неверны и не могут быть признаны состоятельными в силу их несоответствия имеющим значение для дела обстоятельствам, они являются лишь переоценкой фактов установленных судебным решением и изложением кассатором своей правовой позиции, которая суду была известна.

Выводы суда, положенные в основу судебного решения, являются правильными, соответствуют материалам дела и требованиям закона, судебная коллегия с ними соглашается. Решение суда мотивировано и по своему содержанию не противоречит ст. 195 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Аургазинского районного суда РБ от 17 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Черчага С.В.

Судьи: Тазетдинова Г.А.

Науширбанова З.А.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка