• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 09 августа 2012 года Дело N 33-9073/11
 

09 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Черчага С.В.,

судей: Таратановой Л.Л.,

Ишбулатовой Е.И.,

при участии прокурора Крупновой А.И.,

при секретаре Шаранове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ЧЕРЧАГА С.В.,

гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела опеки и попечительства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Салават обратился в суд в защиту интересов ФИО1 к Администрации городского округа г.Салават, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, мотивировав тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлено, что ФИО1, является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, обучалась в ..., где закончила свое обучение в ... году. В настоящее время ФИО1 постоянного места жительства не имеет, жилым помещением не обеспечена. Постановлением Администрации городского округа г.Салават от ... года №... - она принята на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области и включена в список лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Администрации городского округа города Салават в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, в нарушение действующего законодательства ФИО1 по окончанию обучения в ... года году и до настоящего времени Администрацией городского округа г.Салават жилое помещение по договору социального найма в течение 3 месячного срока не представлено, тем самым грубо нарушены жилищные права ФИО1

В судебном заседании суда первой инстанции Прокурор г.Салават от требований в части обязания Правительства Республики Башкортостан предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди отказался. Отказ принят судом.

Вышеприведенным решением суда от ... года исковые требования Прокурора города Салават в защиту интересов ФИО1 к Администрации городского округа г.Салават о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворены.

Суд обязал Администрацию городского округа г.Салават Республики Башкортостан предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте г. Салават Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Не согласившись с данным решением суда, Отдел опеки и попечительства администрации городского округа г.Салават Республики Башкортостан подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе Администрация городского округа г.Салават РБ указывает на то, что не определен источник финансирования для приобретения жилого помещения. Администрация городского округа г.Салават РБ может приобрести жилье только за счет средств бюджета Республики Башкортостан, представленных Администрации городского округа г.Салават на эти цели. Вместе с тем Администрации городского округа г. Салават РБ субвенция для обеспечения жилым помещением всех лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, бюджетом Республики Башкортостан не предоставлялась. Данное обстоятельство судом не исследовалось. На данный момент жилое помещение не было предоставлено в связи с тем, что у данной категории нуждающихся также существует хронологическая очередность предоставления жилых помещений. Предоставив ФИО1 жилье вне очереди, Администрацией городского округа г. Салават будут нарушены права других детей-сирот, у которых данное право возникло ранее.

Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации ГО г. Салават РБ - ФИО5 (по доверенности №...-Г-178 от ... года), прокурора Крупнову А.И., полагавшую, что решение суда подлежит оставлению без изменения, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, извещенных надлежащим образом о времени месте судебного заседания, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением главы Администрации городского округа г.Салават от ... года №... ФИО1 принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, вид очереди - внеочередной.

Отец ФИО1 - ФИО7 решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан лишен родительских прав, мать - ФИО8 умерла.

ФИО1 с ... года отчислена из числа студентов ... в связи с трудоустройством.

Согласно уведомлению №... от ... года Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО1 на имеющиеся у неё объекты.

Из ответа Инспекции ФНС по г.Салават Республики Башкортостан №... следует, что у ФИО1 на налоговом учете в г.Салават по состоянию на ... года, имущество и транспортные средства не состоят.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался Конституцией Российской Федерации, положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, п.п.6 п.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.26.1., ст.26.3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (в ред. Законов РБ от 03.11.2006 N Збб-з, от 06.11.2007 N 483-3, от 28.02.2008 N 544-3, от 16.07.2008 N 21-3, от 30.09.2009 N 169-3, от 01.03.2010 N 226-3, от 01.04.2010 N 243-3, от 31.10.2011 N 451-з, от 06.12.2011 N 465-з), пришел к выводу, что требования прокурора об обязании Администрации городского округа г.Салават предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте г.Салават подлежат удовлетворению.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении действующего законодательства.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении, в связи с завершением обучения.

Согласно ст. 5 данного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ч.2 п.1 ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 1 в ред. от 02.12.2011 N 441).

Согласно Закону Республики Башкортостан №451-з О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ, с 01.01.2012г. государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о незаконности состоявшегося судебного решения неверны и не могут быть признаны состоятельными в силу их несоответствия имеющим значение для дела обстоятельствам, они являются лишь переоценкой фактов установленных судебным решением и изложением апеллятором своей правовой позиции, которая суду была известна.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела опеки и попечительства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий: Черчага С.В.

Судьи: Таратанова Л.Л.

Ишбулатова Е.И.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-9073/11
Принявший орган: Верховный суд Республики Башкортостан
Дата принятия: 09 августа 2012

Поиск в тексте