СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 февраля 2012 года Дело N 33-1289/12

Дело № 33-1289/12

г. Уфа 7 февраля 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Осетровой З.Х., судей Фархутдиновой Г.Р.,

Сафина Ф.Ф.,

при секретаре Филипповой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2011 г., которым постановлено:

Исковое заявление прокурора г. Сибай РБ в интересах Заридзе ФИО8 удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Правительство Республики Башкортостан предоставить Заридзе Р.Р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте ..., общей площадью не менее ... кв.м, но не более ... кв.м.

В удовлетворении исковых требований к администрации ГО г.Сибай отказать.

Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Сибай Республики Башкортостан, действуя в интересах Заридзе Р.Р., обратился в суд с иском к Администрации городского округа ..., Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить Заридзе Р.Р. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм предоставления жилья. Требования мотивированы тем, что Заридзе Р.Р. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Заридзе Р.Р. по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Крупнову А.И., полагавшую решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2, 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» в редакции, действовавшей на момент предъявления иска в суд, определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, на дату предъявления иска в суд, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на органы местного самоуправления Республики Башкортостан не может быть возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди.

Как видно из материалов дела, Заридзе Р.Р., ..., относится к числу .... Жилое помещение за Заридзе Р.Р. не закреплено, он временно проживает по адресу: РБ, .... ... года он принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу ... ... по состоянию на ... года, Заридзе Р.Р. поставлен на очередь для предоставления жилья ... года в возрасте ... (л.д. 43).

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, поскольку Заридзе Р.Р. ... года года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., а в силу приведенных норм закона, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством субъекта Российской Федерации, то обязанность по предоставлению Заридзе Р.Р. жилого помещения во внеочередном порядке должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан.

Доводы в кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Ступина С.П. о том, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку Республика Башкортостан как субъект РФ осуществляет лишь финансирование расходов администраций муниципальный районов и городских округов на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, является необоснованным, поскольку на дату предъявления иска в суд, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан не принят, а потому на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по предоставлению Заридзе Р.Р. жилого помещения вне очереди.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны.

Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы кассационной жалобы аналогичны доводам возражений ответчика по иску в суде первой инстанции, им дана соответствующая оценка, с которой коллегия согласна. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст.ст.360,361 (в редакции, действующей до 01 января 2012 года) ГПК РФ, ст.2 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 02 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий: Осетрова З.Х.

Судьи: Фархутдинова Г.Р.

Сафин Ф.Ф.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка