СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 декабря 2011 года Дело N 33-16028/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Козловой Н.В.

судей Осетровой З.Х., Железнова О.Ф.

с участием прокурора Ишбулатовой Е.И.

при секретаре Филипповой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан 01 декабря 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан на заочное решение Кировского районного суда г. Уфы от 09 марта 2011 года, которым постановлено:

Иск прокурора Краснокамского района РБ в интересах Борзилова Э.С. удовлетворить частично. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Б.Э.С., ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад председательствующего Козловой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Краснокамского района РБ в интересах Б.Э.С. обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Администрации Муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.

В обоснование своих исковых требований истец указал следующее.

Прокуратурой Краснокамского района РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено, что ... года Б.Э.С. окончил обучение в Федеральном государственном -образовательном учреждении среднего профессионального образования «...».

В настоящее время Б.Э.С. не работает, временно проживает по адресу: ..., своего места жительства не имеет.

Постановлением Главы Администрации Муниципального района Краснокамский район РБ № ... от ... года Б.Э.С. поставлен на учет на получение жилья при достижении им совершеннолетия.

Однако Б.Э.С. по окончании пребывания в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «...» Администрацией МР Краснокамский район РБ и Правительством Республики Башкортостан жилое помещение по договору социального найма в течение 3-х месячного срока -не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Б.Э.С., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поэтому истец просил обязать Правительство Республики Башкортостан и Администрацию Муниципального района Краснокамский район РБ предоставить Б.Э.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Суд 09 марта 2011 года вынес приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, Правительство РБ обратилось с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения ввиду незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив ее доводы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений,* исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, данное право закреплено в ч.2 п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы а рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.1 постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Решением Совета Муниципального района Краснокамский район РБ от 18 марта 2006 г. № 20-05 норма предоставления и учетная норма жилья для определения нуждаемости установлена в размере 12 кв.м. на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. на одного человека.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу по вопросу возложения обязанности обеспечения Б.Э.С. жилым помещением на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Администрация МР Краснокамский район Республики Башкортостан в силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, как местное самоуправление, признается и гарантируется. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд верно указал, что обязанность обеспечения Б.Э.С. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию МР Краснокамского района Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Абзацем 3 ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательство субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года №250-0-П по жалобе Муниципального образования-городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено: абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В ходе проверки прокуратурой Краснокамского района РБ исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что ... года Б.Э.С. окончил обучение в Федеральном государственном образовательном учреждений среднего профессионального образования «...», на момент проверки не работал, временно проживает по адресу: ..., своего места жительства не имеет.

Постановлением Главы Администрации Муниципального района Краснокамский район РБ № ... от ... года Б.Э.С. поставлен на учет на получение жилья при достижении им совершеннолетия. Однако Б.Э.С. по окончании пребывания в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «...» Администрацией МР Краснокамский район РБ и Правительством Республики Башкортостан жилое помещение по договору социального найма в течение 3-х месячного срока не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Б.Э.С., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения при рассмотрении дела судом, им дана надлежащая оценка, решение о возложении обязанности обеспечения Б.Э.С. жилым помещением на Правительство Республики Башкортостан, мотивировано.

Не указание в решении суда населенного пункта, в котором надлежит предоставить Борзилову жилое помещение, не является основанием для отмены судебного решения.

В случае неясности решения, суд может дать разъяснение при её исполнении, в порядке ст. 202 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 347, 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда РБ от 09 марта 2011 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Н.В.Козлова

Судьи: З.Х.Осетрова

О.Ф.Железнов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка