• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 20 июня 2011 года Дело N 33-10734/11
 

... года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Черчага С.В.,

судей Тазетдиновой Г.А.,

Науширбановой З.А.,

при секретаре Абадовской Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Верховного суда Республики Башкортостан ЧЕРЧАГА С.В.

гражданское дело по кассационным жалобам Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан на решение Мишкинского районного суда РБ от 20 июня 2011 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мишкинского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО2 к Администрации муниципального района Мишкинский район РБ, Правительству РБ о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и согласно действующего законодательства ему должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным п.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан ... от ... года, то есть не более 33 кв.м. В нарушение действующего законодательства ФИО2 жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено.

Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора Мишкинского района РБ в защиту интересов ФИО2 к администрации муниципального района Мишкинский район РБ о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципальной района Мишкинский район РБ в качестве нуждающегося в получении жилого помещения ФИО2 и возложении обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма - отказано.

Исковые требования прокурора Мишкинского района РБ в защиту интересов ФИО2 к Правительству РБ о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района Мишкинский район РБ в качестве нуждающегося в получении жилого помещения ФИО2 и возложении обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма удовлетворены.

Суд признал бездействие Правительства РБ в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципального района Мишкинский район РБ в качестве нуждающегося в получении жилого помещения ФИО2 незаконным.

Обязал Правительство РБ предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в Мишкинском районе РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 15,7 кв.м., но не более 33 кв.м.

Не согласившись с данным решением суда, Министерство финансов Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, которая в суд кассационной инстанции не обязательна, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из распоряжения ... от ... года ФИО2 включен в список детей - сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отказывая в иске прокурора к администрации муниципального района Мишкинский район РБ о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением состоящего на учете в администрации муниципальной района Мишкинский район РБ в качестве нуждающегося в получении жилого помещения ФИО2 и возложении обязанности предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, суд правильно сослался на положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и обосновано сделал вывод о том, что на органы местного самоуправления может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан только в случае наделения их государственными полномочиями субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении действующего законодательства.

В силу под.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года №184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (далее ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Республикой Башкортостан принят Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27 октября 1998 года № 188-з, которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (часть 4 статьи 8).

Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 2007 года №200 установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется на счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.

Вместе с тем, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (далее ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: о социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят.

С учетом изложенного, доводы кассационных жалоб о том, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ обеспечение жилой площадью вне очереди указанной категории граждан осуществляется органами исполнительной власти после окончании их пребывания в образовательных учреждениях и в тех случаях, если за ними не было закреплено жилое помещение.

То есть, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, является выяснение судом вопроса о времени окончания учебного заведения ФИО2, наличие у него закрепленного жилого помещения.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, родители ФИО2 умерли. Опекуном ФИО2 назначена ФИО3 (л.д. 11)

... года ФИО2 окончил обучение в ... (л.д. 15).

В период с ... года по ... года ФИО2 обучался в ... ... г.... Республики Башкортостан», что подтверждается копией диплома серии ... от ... года (л.д. 16-17).

ФИО2 проживает в ..., приватизированного и бронированного жилья не имеет.

Давая оценку доводам кассаторов и выводам суда первой инстанции в оспариваемом решении судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Доводы кассаторов о незаконности состоявшегося судебного решения неверны и не могут быть признаны состоятельными в силу их несоответствия имеющим значение для дела обстоятельствам, они являются лишь переоценкой фактов установленных судебным решением и изложением кассаторами своей правовой позиции, которая суду была известна.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мишкинского районного суда РБ от 20 июня 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий: Черчага С.В.

Судьи: Тазетдинова Г.А.

Науширбанова З.А.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-10734/11
Принявший орган: Верховный суд Республики Башкортостан
Дата принятия: 20 июня 2011

Поиск в тексте