СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2011 года Дело N 33-3948/11

по делу № 33-3948/11

29 марта 2011 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Тазетдиновой Г.А.

судей Нурисламова Ф.Т.

Васильевой Г.Ф.

при секретаре Лялиной А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Мосунова И.М. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 августа 2010 г., которым постановлено:

Исковые требования Прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования частично удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по не приведению Решения Совета 18 сессии 23-го созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31 мая 2001 года и Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 года № 8/12 в соответствие с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

В удовлетворении исковых требований Прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия Администрации ГО город Уфа, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования, возложении обязанности в срок до 01 декабря 2010 года привести нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение и отопление в соответствии с действующим законодательством, указав в обоснование иска, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о тарифном регулировании в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в ходе данной проверки установлено, что решением Совета 18 сессии 23-го созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. утверждены временные нормативы водопотребления и водоотведения в жилищном фонде г. Уфы. Нормативы потребления на отопление установлены на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 г. № 8/12. В нарушении п. 5 Правил установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2006 г. № 306, нормативы по водоснабжению и водоотведению, отоплению в г. Уфа не учитывают конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, что влечет нарушение прав граждан на оплату коммунальных услуг в соответствии с объемом потребления.

Впоследствии истцом было подано уточнение к иску, в котором он просил признать бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования незаконным. Обязать ответчика привести нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение и отопление в соответствие с действующим законодательством.

Определением суда от 31 августа 2010 г. принят отказ Прокурора г. Уфы Республики Башкортостан от иска в части требований к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанностей привести нормативы потребления коммунальных услуг на водоснабжение, водоотведение и отопление в соответствие с действующим законодательством, производство по делу в этой части прекращено.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Мосунова И.М. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что признавая наличие бездействия по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования, судом не указано, какие нормы закона в сфере тарифного регулирования нарушены, суд вышел за пределы заявленных требований, в решении суда отсутствует установление какой-либо обязанности для Совета; суд не учел, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан не является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, платы за жилое помещение, тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан; суд не обсуждал вопрос о том, что прокурор обратился в суд с заявлением за пропуском срока установленного ст. 256 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Сабирову А.М., поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (ред. от 04 мая 2010 г.) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ изложена в следующей редакции: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Согласно ст. 1, 17, 25, 28, 30 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. № 3/6 городской округ город Уфа Республики Башкортостан - муниципальное образование (далее - городской округ), органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения городского округа, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган городского округа, именуемый Советом; глава городского округа, именуемый председателем Совета; администрация городского округа, именуемая Администрацией.

В систему муниципальных правовых актов входят: устав городского округа, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Совета; правовые акты председателя Совета, постановления и распоряжения главы Администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, а также решения по вопросам организации деятельности Совета. Решения Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета, если иное не установлено Федеральным законом.

Председатель Совета в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета.

Глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета, комиссиями Совета, председателем Совета, главой Администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также органами государственной власти Республики Башкортостан.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Башкортостан, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Республики Башкортостан).

В соответствии п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 6 ч. 4 ст. 18 Устава городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Из материалов дела усматривается, что 31 мая 2001 г. решением Уфимского городского Совета Республики Башкортостан утверждены временные нормативы водопотребления и водоотведения в жилищном фонде г. Уфы и тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемых муниципальным унитарным предприятием «Уфаводоканал» для населения.

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. № 3/11, утверждены цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2006 год (вместе с «Ценами на содержание и ремонт жилого помещения для населения в месяц», «Тарифами на коммунальные услуги для населения», «Тарифами на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Уфаводоканал», «Тарифами на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Спецавтохозяйство по уборке города»).

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 г. № 8/12 в решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. № 3/11 внесены изменения и дополнения.

В соответствии с п. 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

б) в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

Из содержания решения Уфимского городского Совета Республики Башкортостан 31 мая 2001 г. и решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 г. № 8/12 о внесении изменения и дополнения в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. N 3/11, усматривается, что указанные решения при определении нормативов потребления коммунальных услуг не учитывают конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в том числе, этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения, установленные Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.

Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными бездействие Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по не приведению решения Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 31 мая 2001 г. об утверждении временных нормативов водопотребления и водоотведения в жилищном фонде г. Уфы и тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемых муниципальным унитарным предприятием «Уфаводоканал» для населения и решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21 февраля 2006 г. № 8/12 о внесении изменений и дополнении в решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. № 3/11, поскольку указанные решения не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». При этом суд правильно отказал в удовлетворении требований к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку у администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отсутствуют полномочия на изменение решений принятых Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Доводы кассационной жалобы представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Мосунова И.М. о том, что признавая наличие бездействия по не устранению нарушений закона в сфере тарифного регулирования, судом не указано, какие нормы закона в сфере тарифного регулирования нарушены, суд вышел за пределы заявленных требований, в решении суда отсутствует установление какой-либо обязанности для Совета; суд не учел, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан не является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, платы за жилое помещение, тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являются несостоятельными, поскольку не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену вынесенного решения суда.

Не состоятелен довод кассационной жалобы о том, что суд не обсуждал вопрос о том, что прокурор обратился в суд с заявлением за пропуском срока установленного ст. 256 ГПК РФ, поскольку в силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, разрешил спор в соответствии с материальным и процессуальным законом, а поэтому судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 августа 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Мосунова И.М. - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Тазетдинова

Судьи: Ф.Т. Нурисламов

Г.Ф. Васильева

Справка: судья Идрисова А.В.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка