• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 20 ноября 2012 года Дело N 33-10620/2012
 

20 ноября 2012 года

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.

судей Сафоновой Л.А., Акининой О.А.

при секретаре Кузьмине М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гордовой В.Ю. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области

по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Промышленного районного суда г.о.Самара от 20 сентября 2012 года,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гордова В.Ю. обратилась с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению о предоставлении земельного участка находящегося по адресу: ... , обязании Министерства имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Гордовой В.Ю. №-е от 27.04.2011 года о предоставлении земельного участка в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению.

Заявленные требования мотивировала следующим. 27.04.2011 года она обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... . 25.05.2012 года заявитель предоставила кадастровый паспорт земельного участка в Министерство имущественных отношений Самарской области.

Министерство имущественных отношений в предусмотренный законом двухнедельный срок не приняло решение по заявлению Гордовой Вероники Юрьевны о предоставлении в собственность земельного участка, чем нарушено право заявительницы на предоставление земельного участка.

Заявитель считает что, бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка является незаконным и необоснованным.

Решением Промышленного районного суда г.о.Самара от 20 сентября 2012 года постановлено:

«Заявление Гордовой В.Ю. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: ... .

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Гордовой В.Ю. № Гс от 27.04.2011 г. в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению».

Заявитель апелляционной жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом указали следующее.

Суд первой инстанции вышел за пределы рассматриваемых требований, обязав министерство вынести решение по заявлению Гордовой В.Ю. № Гс от 27.04.2011 года в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению.

Кроме того, судом не учтено, что министерством во исполнение п.2.4 Порядка предоставления земельных участков в г.Самаре, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, направлялись запросы в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары, Управление Росреестра по Самарской области, истребовалась справка у заявителя о её членстве в СТ «Железнодорожник». Кроме того, при осмотре земельного участка по поручению министерства сотрудниками ГБУ СО «Региональный центр недвижимости» присутствовала Лобанова Н.Н., которая пояснила, что приобрела данный участок в 1986 году. Таким образом, министерство не располагает достаточными сведениями об испрашиваемом земельном участке, позволяющем сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а так же о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.1 ст.9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 г. № 94-ГД, предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.

В соответствие с п.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с п.5 ст.20, или п.3 ст.21 Земельного кодекса Российской Федерации, или п.9.1 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного ч.3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Порядок предоставления земельных участков в г.Самаре, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74.

В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии, либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

После получения запрашиваемой информации, при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В п.4 ст.34 Земельного Кодекса Российской Федерации закреплено, что орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 ст.34 заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 Земельного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Материалами дела установлено, что 27.04.2011 года Гордова В.Ю. обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 1848 кв.м., находящегося по адресу: ... , под садоводство /л.д.5/.

Распоряжением руководителя департамента строительства и архитектуры г.о.Самара № РД-1786 от 30.12.2011 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1848,00 кв.м. по адресу: ... , относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, с видом разрешенного использования «сады», для садоводства /л.д.10/.

25.05.2012 года заявитель предоставила в Министерство имущественных отношений Самарской области кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, что сторонами не оспаривается /л.д.6-9/.

Из материалов дела и пояснений представителя Министерства имущественных отношений по Самарской области в суде первой инстанции следует, что заявление Гордовой В.Ю. в установленный законодательством срок Министерством рассмотрено не было, решение по её заявлению не принято, о причинах приостановки работы по заявлению заявитель не уведомлена.

С момента подачи Гордовой В.Ю. заявления 27.04.2011 года до рассмотрения дела судом первой инстанции 20.09.2012 года, то есть фактически в течение одного года и пяти месяцев никакого решения по заявлению Гордовой В. Ю. Министерством имущественных отношений по Самарской области не принято.

Представителем заинтересованного лица в суде первой инстанции не оспаривается факт нарушения срока рассмотрения заявления, поскольку был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерством был направлен 06.09.2012 года после обращения Гордовой В.Ю. в Министерство с жалобой о нарушении сроков, т.е. по истечении трех месяцев с момента предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка заявителем в Министерство имущественных отношений Самарской области //л.д.14-15,16-18/.

Не являются основанием для отмены правильного по существу решения доводы апелляционной жалобы о том, что Гордовой В.Ю. не представлена справка о членстве в СТ «Железнодорожник», что при осмотре земельного участка присутствовала Лобанова Н.Н., пояснившая устно, что приобрела испрашиваемый участок в 1986 году, что направлен запрос от 06.09.2012 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о правах Гордовой В.Ю. на недвижимое имущество. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Министерством имущественных отношений по Самарской области нарушаются права Гордовой В.Ю. на своевременное рассмотрение её заявления о предоставлении земельного участка в сроки, установленные п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ.

Являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в нарушение п.1 ст. 258 ГПК РФ и п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2, удовлетворяя заявленные требования, вышел за пределы рассматриваемых требований.

В соответствии с п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного ч.1 ст.12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Суд первой инстанции в соответствии с разъяснениями вышеуказанного Пленума ВС РФ и ст.258 ГПК РФ признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области и возложил на данный орган обязанности в течение определенного срока совершить в отношении заявителя конкретные действия, не подменяя при этом орган исполнительной власти и не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г.о.Самара от 20 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-10620/2012
Принявший орган: Самарский областной суд
Дата принятия: 20 ноября 2012

Поиск в тексте