СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2013 года Дело N 33-12885

10 января 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Чёрной Е.А.

судей: Фатьяновой И.П., Жуленко Н.Л.

при секретаре: Филиппове А.Н.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чёрной Е.А.

дело по апелляционной жалобе представителя администрации Мысковского городского округа, Симоненко Е.В.

на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 11 октября 2012 года

по иску Петрова А.А. к Администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

Петров А.А. обратился в суд с иском к Администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения. Требования мотивировал тем, что ему на основании договора купли-продажи от  ...  на праве собственности принадлежит квартира № в доме № по  ...  г. Мыски и земельный участок по данному адресу.

В указанном жилом помещении истец с сыновьями Петровым Э.  ...  и Петровым Д.  ...  зарегистрированы с  ...  по настоящее время; жена Петрова Н.Г. была зарегистрирована с  ...  по  ...  и с  ...  по настоящее время.

Часть жилого дома (квартира в жилом доме), расположенная по адресу:  ... , общей площадью 47,4 кв.м., жилой площадью 34,4 кв.м., состоит их трех жилых комнат, расположена на первом этаже одноэтажного двухквартирного брусчатого дома с печным отоплением.

Из заключения специализированной организации ООО «Поена» о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома по  ...  от  ... , следует, что дом не пригоден для проживания.

С учетом имеющегося значительного физического износа строительных конструкций и дома в целом, проведение восстановительных работ одноэтажного дома барачного типа, расположенного по  ...  Кемеровской области экономически не целесообразно.

На основании Постановления Правительства РФ №160 от 24.02.2009 г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» дом расположен значительно ближе допустимого расстояния санитарно-защитной зоны ЛЭП 6 кВ.

Согласно заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Мысковского городского округа от  ...  № № выявлено следующее: фундамент дома имеет неравномерную осадку, сквозные трещины, нарушение монолитности и частичное разрушение, выпирание грунта, разрушение и зарастание цокольной части мхом и травой. Стены имеют значительное выпучивание и прогибы, неравномерная осадка, перекос дверных и оконных проемов, наличие глубоких трещин в брусе, поражение древесной гнилью. Перегородки имеют трещины, выпучивание, неравномерную осадку, перекос. В перекрытии заметен значительный прогиб балок, провисание настила из досок, трещины в местах сопряжений со смежными конструкциями связанные с неравномерной осадкой грунта. Стропильные конструкции крыши имеют трещины, загнивания, нарушение креплений. Покрытие кровли частично заменено на новое. Двери, окна и поля рассохлись, имеют трещины, деформированы и повреждены гнилью. Печь в неудовлетворительном состоянии. Межведомственная комиссия пришла к заключению, что данный дом следует отнести к категории непригодного для проживания, аварийного и подлежащего сносу.

Просил обязать Администрацию г. Мыски предоставить ему благоустроенное жилое помещение, имеющее статус жилого дома, по договору социального найма на территории г. Мыски Кемеровской области, отвечающее техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 47,4 кв.м. (жилой площадью не менее 34,4 кв.м.), состоящее не менее, чем из трех комнат.

Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 11.10.2012 года постановлено:

обязать администрацию Мысковского городского округа предоставить Петрову А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, общей площадью не менее 47,4 кв.м., по месту их жительства (в границах Мысковского городского округа).

В апелляционной жалобе представитель администрации Мысковского городского округа, Симоненко Е.В., действующая на основании доверенности за № от  ... , со сроком действия по  ... , просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая, что ссылка суда на нормы ст.ст.57,85,87,89 ЖК РФ является необоснованной, поскольку данные нормы регулируют порядок предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма. Истец является собственником спорного жилого помещения.

Кроме того, истец в установленном законом порядке бездействие администрации по не предоставлению ему жилого помещения и соблюдении необходимых процедур, перечисленных в п. 10 ст. 32 ЖК РФ, не обжаловал.

Так же администрация Мысковского городского округа на согласна на предоставление истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма либо в собственность взамен жилого помещения, признанного ветхим.

На апелляционную жалобу Петровым А.А. принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, заслушав представителя Петрова А.А.- адвоката Янину А.В., действующую по ордеру и просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Жилищным кодексом Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким законом в Кемеровской области является Закон Кемеровской области №65-ОЗ от 10.06.2005 года «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими».

Частями 3 и 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.

Следовательно, в силу Жилищного кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, а право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании нормы статьи 57 ЖК РФ имеют лица малоимущие и нуждающиеся в жилых помещениях в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими жилого помещения.

Удовлетворяя заявленные Петровым А.А. исковые требования о предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции не учел, что истец в соответствии со ст. 57 ЖК РФ нуждающимся в жилом помещении и малоимущим не признан, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, Петров не обращался с заявлением в орган местного самоуправления о постановке его на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения либо о предоставлении ему жилого помещения, а также о признания его малоимущим для целей предоставления ему жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ. Также суд необоснованно руководствовался положениями ст. 86 ЖК РФ в то время как решение органа местного самоуправления о сносе спорного жилого помещения не принято, требований о выселении не заявлено.

Таким образом, при рассмотрении дела, судом первой инстанции не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не правильно применен материальный закон.

В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ и п. п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.

Из материалов дела усматривается, что закрепленная ст. 32 ЖК РФ процедура по изъятию у собственника жилого помещения не начата - не определена выкупная цена жилого помещения, между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедуры, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, истцом не обжалуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Требований о признании его малоимущим Петровым А.А. не заявлялись, предусмотренные ст.ст. 52, 57 ЖК РФ либо ст. 32 ЖК РФ процедуры постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, признания его малоимущим, либо по изъятию у собственника жилого помещения не начаты, бездействие органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения указанной выше процедуры, либо оспаривание отказа органа местного самоуправления, истцом не обжалуется.

Кроме того, исходя их правовой позиции Верховного Суда РФ, при рассмотрении дел по искам граждан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу суды, кроме вышеизложенного, должны принимать во внимание установленные органом местного самоуправления сроки сноса, а также опасность проживания в доме для жизни и здоровья человека с учетом состояния дома, критериев по которым он признан аварийным, и других обстоятельств.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика - Администрацию Мысковского городского округа обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

В соответствии с ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Учитывая, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, отказав Петрову А.А. в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 11.10.2012 года отменить.

Принять по делу новое решение. Отказать Петрову Андрею Анатольевичу в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Председательствующий: Чёрная Е.А.

Судьи: Фатьянова И.П.

Жуленко Н.Л.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка