• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 10 октября 2012 года Дело N 33-3002/2012
 

г. Астрахань 10 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего Шустовой Т.П.,

судей областного суда Лавровой С.Е., Губернаторова Ю.Ю.,

при секретаре Курбановой М.Р.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.

дело по апелляционному представлению прокурора города Астрахани

на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 31.07.2012 года

по делу по заявлению мэра г. Астрахани об оспаривании представления прокурора г. Астрахани № от <.....> «Об устранении нарушений жилищного законодательства»,

установила:

Мэр г. Астрахани обратился в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора г. Астрахани об устранении нарушений жилищного законодательства, указав, что в администрацию города Астрахани 17 апреля 2012 года поступило представление прокуратуры города Астрахани от <.....> № «Об устранении нарушений жилищного законодательства» с требованиями безотлагательного рассмотрения с участием прокурора города Астрахани и принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствовавших и необходимости рассмотрения вопроса о привлечении начальника управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани <.....> и должностных лиц администрации г. Астрахани, ответственных за допущенные нарушения требований федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности, а также необходимости сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в письменной форме в прокуратуру города в месячный срок. В связи с этим 02 мая 2012 в прокуратуру г. Астрахани направлено письмо, содержащее сведения о рассмотрении представления с участием прокурора г. Астрахани и об отсутствии оснований для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности и устранения нарушений действующего жилищного законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления было принято решение об отсутствии оснований для устранения требований жилищного законодательства, а также оснований привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации г. Астрахани, поскольку исполнение требований представления, безусловно, обязательно в части его рассмотрения и сообщения о результатах его рассмотрения; возникновение обязанностей по исполнению требований в части принятия мер по устранению выявленных нарушений и рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности состоит в причинно-следственной связи исключительно с результатами рассмотрения представления. Полагали довод прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности ответственных должностных лиц не основанным на законе, поскольку прокурор не наделен правом требовать в представлении привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона, и является исключительно прерогативой работодателя. В связи с чем просили представление прокурора г. Астрахани «Об устранении нарушений жилищного законодательства» от <.....> № отменить в связи с его необоснованностью.

В судебном заседании представители заявителя Гарянин А.А., Пальцева Ю.А. доводы заявления поддержали.

Прокурор г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения заявления.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 31 июля 2012 года заявление мэра г. Астрахани удовлетворено в полном объеме и вынесенное прокурором г. Астрахани представление № от <.....> «Об устранении нарушений жилищного законодательства» отменено.

В апелляционном представлении прокурор г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.

Заслушав докладчика, прокурора Дюйсембееву Э.М., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя мэра города Астрахани Шабанову А.В., возражавшую против удовлетворения представления, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основанию неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).

В представлении прокуратуры города Астрахани № от <.....> на имя мэра города Астрахани «Об устранении нарушений жилищного законодательства» указано, что должностными лицами администрации города нарушены требования жилищного законодательства, которые выразились в предоставлении жилого помещения расположенного по адресу: <.....> <.....>, без законных оснований и соблюдения установленной законом процедуры и порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, что свидетельствует о нарушении федерального законодательства, ущемлении прав других граждан, имеющих законные основания для получения муниципального жилья.

Признавая представление прокурора незаконным, суд первой инстанции исходил из того вынесенное прокурором г. Астрахани представление в адрес мэра г. Астрахани рассмотрено в установленный законом срок и о результатах его рассмотрения прокурору было сообщено в письменной форме. Необходимости привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности не имеется.

Однако такой вывод судом сделан без учета следующих обстоятельств.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из представления прокурора следует, что установлено нарушение требований жилищного законодательства, в частности, в предоставлении <.....> жилого помещения по <.....> письмом и.о. вице-мэра города Астрахани <.....>. без заключения договора социального найма либо договора найма жилого помещения маневренного фонда, без наличия оснований для внеочередного предоставления жилья. Прокурор потребовал принять меры к устранению нарушений, их причин и условий им способствующих, недопущению указанных нарушений и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (пункт 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (пункт 2).

Согласно пункту 3 статьи 22 этого же Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу статьи 24 этого же Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По смыслу приведенных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Таким образом, прокурор, внеся представление в адрес начальника Управления по строительству. Архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани <.....> и должностных лиц администрации г. Астрахани ответственных, за допущение указанных нарушений федерального законодательства действовал в соответствии с предоставленными ему Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочиями при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 « О Прокуратуре Российской Федерации» право требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности (в том числе дисциплинарной) принадлежит прокурору, обязанность должностного лица рассмотреть данное представление и о результатах рассмотрения дать мотивированный ответ.

Рассмотрение представления прокурора в установленный законом срок не может повлечь признание его незаконным.

С учетом приведенных норм права, а также того обстоятельства, что предоставив <.....> в 2009 году жилое помещение по <.....> на состав семьи из 13 человек, без заключения договора социального найма либо договора найма жилого помещения маневренного фонда, в нарушение действующего Жилищного законодательства РФ, нарушаются как права указанных граждан, так и других лиц, у суда первой инстанции не имелось оснований для отмены представления прокуратуры города Астрахани.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене, а заявление мэра города Астрахани об оспаривании представления прокурора города Астрахани № от <.....> «Об устранении нарушений жилищного законодательства» не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

О п р е д е л и л а :

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 31 июля 2012 года отменить, принять новое решение, которым заявление мэра г. Астрахани об оспаривании представления прокурора г. Астрахани № от <.....> «Об устранении нарушений жилищного законодательства» оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3002/2012
Принявший орган: Астраханский областной суд
Дата принятия: 10 октября 2012

Поиск в тексте