СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2013 года Дело N 33-56/2013

10 января 2013 года г. Псков.

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ельчаниновой Г.А.

СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Хряпиной Е.П.

при секретаре Барановой И.Б.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Хальзовой Е.Г. - Шустова Г.Н. на решение Псковского городского суда от *** 2012г., которым постановлено:

«Хальзовой Е.Г. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия должностных лиц Территориального управления по городу Пскову Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, выразившегося в не рассмотрении в установленном порядке заявления от ***2012г. о включении в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилья и выдаче субсидии - отказать.»

Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя Хальзовой Е.Г. - Шустова Г.Н., представителя ГГУ социальной защиты населения Псковской области - Попова Ф.Ю., объяснения представителя Администрации Псковской области - Цибулькиной Л.М, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хальзова Е.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов социальной защиты населения Псковской области.

В обоснование требования указала, что как участник ВОВ, нуждающийся в обеспечении жильем, она обладает правом на получение соответствующей меры социальной поддержки на основании ФЗ «О ветеранах».

В связи с этим ***2012г. она обратилась в Территориальное управление по городу Пскову Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением о включении её в Список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилья.

Однако в установленные сроки и порядке ответ на это обращение по существу не был дан. Допущенное указанным органом социальной защиты населения бездействие является незаконным и создает препятствия в реализации её прав, которые соответственно подлежат судебной защите.

Представитель заинтересованного лица - ТУ по г.Пскову ГГУ социальной защиты населения Псковской области возражал против удовлетворения требования, считая позицию заявителя необоснованной. Указал, что на заявление Хальзовой Е.Г. был дан ответ, разъясняющий порядок включения граждан в Сводный список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилья, а также приведен перечень необходимых документов, которые при первоначальном обращении ею в полном объеме представлены не были.

В этих условиях полагал, что незаконного бездействия, повлекшего нарушение прав и интересов заявительницы, допущено не было.

Представитель заинтересованного лица - Администрации г.Пскова полагал заявление не подлежащим удовлетворению по тем же мотивам.

Представители Администрации Псковской области и ГГУ социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явились, представив письменные возражения по существу заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Хальзовой Е.Г. - Шустов Г.Н. просит об отмене данного судебного постановления, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам; при разрешении заявления суд не дал должной правовой оценки ответу ТУ по г.Пскову ГГУ социальной защиты населения Псковской области; необоснованно было учтено наличие решения Псковского городского суда от ***2012г. по гражданскому делу № ***, которое не имело преюдициального значения; допущена необъективность судебного разбирательства и нарушение норм материального права.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное решение.

В соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945годов» участники ВОВ имеют право на меры социальной поддержки, к числу которых относится и обеспечение указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета.

В силу положений подпункта 3 ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно последней норме полномочия по обеспечению жильем определенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В свою очередь Законом Псковской области № 563-ОЗ от 07.07.2006г. форма обеспечения жилыми помещениями определена в виде субсидии на приобретение или строительства жилья.

Порядок предоставления указанной субсидии определен Положением, утвержденным постановлением Администрации Псковской области № 326 от 14.08.2006г.

В соответствии с ним граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (далее - субсидия), обращаются в территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области или уполномоченные Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области учреждения по месту жительства с заявлением о предоставлении им субсидии и одновременно представляют следующие документы:

копию документа, удостоверяющего принадлежность гражданина к одной из категорий, указанных в Перечне;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);

выписку из домовой книги по месту жительства или выписку из лицевого счета на занимаемое жилое помещение по месту жительства;

сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности у гражданина жилого помещения.

В данном случае из материалов дела следует, что при обращении Хальзовой Е.Г. *** 2012г. в ТУ по г.Пскову ГГУ социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении ей, как участнику ВОВ, вышеназванной субсидии документ, подтверждающий её постановку в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлен не был.

Напротив, согласно приложенному заявительницей уведомлению Администрации г.Пскова от ***2011г. в постановке её на указанный учет было отказано на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В связи с этим в установленный 30-дневный срок в адрес Хальзовой был направлен ответ, содержащий разъяснения о порядке обращения за предоставлением субсидии.

В этих условиях суд обоснованно не усмотрел наличия в действиях территориального управления соцзащиты незаконного бездействия, влекущего нарушения прав заявительницы.

При этом само по себе отсутствие итогового решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления Хальзовой обоснованно не было оценено как бездействие, поскольку такое решение может быть принято по результатам рассмотрения управомоченным органом полного требуемого пакета документов.

Доводы представителя Хальзовой об отсутствии у органа местного самоуправления самих полномочий по учету участников ВОВ в качестве нуждающихся и о наличии у заявительницы объективной нуждаемости в обеспечении жильем, исходя из фактических условий проживания и нормы 36 кв.м. общей площади на человека, установленной ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», правильно не были приняты во внимание, как несостоятельные.

По общему смыслу жилищного законодательства признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет является необходимым условием реализации им права на обеспечение жильем.

Полномочия именно органа местного самоуправления по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и тех чье право на обеспечение жильем определено федеральным законом, установлены ст.52 ЖК РФ.

Этому же органу предоставлено право определения учетной нормы, что закреплено ч.5 ст.50 ЖК РФ.

По г.Пскову установленная учетная норма составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека, тогда как вышеназванная норма - 36 кв.м. является по своей сути нормой предоставления жилья отдельным категориям граждан. Иное толкование, приводимое заявителем, ошибочно.

Согласно материалам дела, Хальзова проживает в квартире, общей площадью 56,4 кв.м. принадлежащей её сыну - Шустову Г.Н. В качестве члена семьи последнего она обладает правом пользования данным жильем, при этом приходящаяся на неё доля общей площади жилого помещения значительно превышает учетную норму.

Эти обстоятельства были установлены в рамках рассмотрения иска Хальзовой Е.Г. к Администрации г.Пскова, ГГУ социальной защиты населения Псковской области, ТУ г.Пскова ГГУ социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и включении в Сводных список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилья.

Решением Псковского городского суда от ***.2012г. в удовлетворении данных требований было отказано.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего заявления Хальзовой уже имелся судебный акт, которым спор о праве заявительницы на получение субсидии на приобретение или строительство жилья был разрешен по существу.

Данное решение было обоснованно учтено судом в числе юридически значимых обстоятельств, но при этом ссылки на его преюдициальность сделано не было.

В целом выводы суда 1 инстанции обоснованны и мотивированы, оценка обстоятельств дела основана на правильно примененных положениях материального закона.

Исходя из изложенного, судебная коллегия признает постановленное решение законным, а апелляционную жалобу соответственно не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда от *** 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Хальзовой Е.Г. - Шустова Г.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.А.Ельчанинова

Судьи О.Л. Ениславская Е.П. Хряпина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка