СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2011 года

28 июня 2011 года город Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Чикашовой М.Н., судей Болат-оол А.В., Канзая А.А., при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. кассационную жалобу Мамедова Б.К. на решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2011 года по исковому заявлению Мамедова Б.К. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в **» о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признании незаконным решения Комиссии по назначению пенсий,

УСТАНОВИЛА:

Мамедов Б.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в **» (далее ГУ УПФ РФ по **) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии от 16 мая 2011 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, просил обязать ответчика зачесть в требуемый специальный стаж время его работы в прокуратуре ** в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с  ...  по  ... , а также назначить ему досрочную трудовую пенсию с  ... . Истец указал, что Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года было принято постановление № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплат пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям». В п. 4 Положения указано, что право на пенсию имеют лица, проживающие в Российской Федерации, уволенные из органов и учреждений прокуратуры до 1 июля 1994 года и имеющих необходимую выслугу лет или ставшими инвалидами. Он уволился из органов прокуратуры **  ... , проработав 4 года и 8 месяцев, то есть не имел требуемой выслуги лет и не являлся инвалидом. Вследствие чего под действие указанного Положения не подпадал. Прокуратурой Республики Тыва ему предоставлено разъяснение о том, что вышеуказанным Постановлением на работников прокуратуры распространяется действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и в соответствии со ст. 13 «а» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более. По этой статье, при увольнении из органов прокуратуры, для назначения пенсии по выслуге лет необходимо было иметь 12 лет 6 месяцев выслуги лет, возраст 45 лет, общий трудовой стаж 25 лет, чего у него на момент увольнения не имелось. В связи с чем по линии прокуратуры пенсия за выслугу лет ему не назначалась и не выплачивалась. Поэтому у него возникает право на пенсию на общих основаниях как проживающего и работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ответчик ошибочно считает, что только сам факт работы в прокуратуре, независимо от стажа работы, может являться основанием для отказа о включении периодов работы в прокуратуре в «северный стаж».

Решением суда в удовлетворении иска было отказано.

Истец с решением суда не согласился, подал кассационную жалобу, в которой указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, вынести новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Мамедов Б.К. прослужил в органах прокуратуры ФИО7 4 года 8 месяцев. Данный стаж не суммируется с периодом работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому календарный стаж работы Мамедова Б.К. в условиях района приравненного к Крайнему Северу составляет менее 20 календарных лет работы, необходимых для применения районного северного коэффициента при исчислении трудовой пенсии.

С данным решением судебная коллегия не согласна, по данному делу судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу.

В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования.

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст. 2).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу являлось: платились ли за Мамедова Б.К. и удерживались ли из его заработной платы страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период его работы в органах прокуратуры за период с  ...  по  ... .

Данное обстоятельство в качестве юридически значимого не определялось, судом данный вопрос не выяснялся.

Суд в решении сослался на разъяснение, содержащееся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в котором указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Однако суд первой инстанции не учел, что истец уволился из органов прокуратуры в 1992 году, тогда как Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" на работников прокуратуры с 01 июля 1994 года был распространен порядок назначения пенсий и исчисления выслуги лет, предусмотренный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует определить юридически значимые обстоятельства, предложить сторонам предоставить доказательства в подтверждение или опровержение доводов, на которые они ссылаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 27 мая 2011 года отменить, направить дело в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка