ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2012 года

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кызыл 27 февраля 2012 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.,

при секретаре Салчак А.О.,

с участием прокурора Ойдуп У.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановление Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 «О вопросах Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 «О вопросах Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству», утверждено Положение о Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству.

Постановление Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 опубликовано в газете «Тувинская правда», приложение 22, спецвыпуск, 26.02.2008.

Изменения в Положение, внесенные постановлением Правительства Республики Тыва от 02.09.2008 № 497, опубликованы в газете «Тувинская правда», 25.09.2008 № 117.

Изменения в Положение, внесенные постановлением Правительства Республики Тыва от 28.11.2011 № 703, опубликованы в газете «Тувинская правда», приложение 43, спецвыпуск, 06.12.2011.

Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановление Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 «О вопросах Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству».

В обоснование своего заявления прокурор указал, что указанный закон противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно абзацу 3 п. 1 раздела 1 Положения, Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Тыва, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Из вышеуказанного следует, что Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству государственный контроль и надзор за водными биологическими ресурсами не осуществляет.

Однако в разделе II Положения Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству наделен следующими полномочия по осуществлению контроля за водными биологическими ресурсами:

п. 5.19 - контролирует деятельность организаций, осуществляющих проведение охотничьих и рыболовных туров;

п. 5.20 - осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами правил охоты, промышленного, спортивного и любительского рыболовства;

п. 5.25 - осуществляет контроль за использованием рыбопромысловых участков и соблюдением договоров о закреплении рыбопромысловых участков;

п. 5.27 - осуществляет проверку соответствия вылова (добычи) водных биологических ресурсов выделенным объемам квот и ОДУ (общий допустимый улов), а также соблюдения установленных сроков промысла и других ограничений по периодам и районам лова;

п. 7.2 - проверяет у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

п. 7.4 - производит досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира и водных биологических ресурсов, полученной от них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

п. 7.5 - изымает у лиц, нарушивших законодательство в установленной сфере ведения, находящиеся у них оружие и другие орудия добывания объектов животного мира и водных биологических ресурсов и предметы, явившиеся орудиями браконьерства, а также незаконно добытую продукцию охоты и лова с оформлением изъятия соответствующими документами в установленном порядке;

п. 7.7- налагать штрафы и предъявлять иски на возмещение ущерба, нанесенного объектам животного мира и водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

В ведение субъектов Российской Федерации на основании ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» передан ряд полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов. При этом в сфере рыболовства субъектам Российской Федерации переданы полномочия только по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства (абзац 14 части 1).

Таким образом, федеральным законодательством переданы конкретные полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в названной сфере, к числу которых не отнесены полномочия по государственному контролю и надзору в сфере охраны водных биоресурсов во внутренних водных объектах, исполнение которых закреплено за органами государственной власти федерального уровня (Федеральное агентство по рыболовству).

Соответственно, Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции в сфере охраны и использования объектов животного мира, не может быть наделен полномочиями по «наложению штрафов и предъявлению исков по возмещению ущерба, нанесенного объектам животного мира и водным биологическим ресурсам и среде их обитания, изъятию оружия и других орудий добывания объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также добытой продукции охоты и лова, досмотру орудий добывания объектов животного мира и водных биологических ресурсов, полученной от них продукции».

Следовательно, разграничение полномочий в названной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами определено законодательно, к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены вопросы использования и охраны, а к полномочиям Российской Федерации - осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства, а, следовательно, и вопросы привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, нарушающих установленные нормы.

Применение оспариваемого постановления Правительства Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку он противоречит федеральному законодательству.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил свое заявление, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими постановление Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 «О вопросах Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству» в части:

1. пункта 5.19 в части слов «и рыболовных туров»;

2. пункта 5.20 в части слов «промышленного, спортивного и любительского рыболовства»;

3. пункты 5.25 и 5.27 полностью;

4. пункта 7.2 в части слов «и водными биологическими ресурсами»;

5. пункта 7.4 в части слов «и водных биологических ресурсов»;

6. пункта 7.5 в части слов «и водных биологических ресурсов» и «лова»;

7. пункта 7.7 в части слов «и водным биологическим ресурсам».

В судебном заседании прокурор Ойдуп У.М. заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

В судебном заседании представители Правительства Республики Тыва Чертов А.А., Середкин М.В. с заявлением прокурора не согласились, против удовлетворения заявления возражали, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на заявление, согласно которым постановление Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 принято с соблюдением установленного порядка принятия нормативного правового акта и оспариваемый прокурором подпункт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В ведение субъектов Российской Федерации на основании ст. 6 названного федерального закона передан ряд полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов. При этом в сфере рыболовства субъектам Российской Федерации переданы полномочия только по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства (абзац 14 части 1).

Статьей 42 Федерального закона «О животном мире» установлено, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ), а также абзацами 11 и 12 ч. 1 ст. 6, ч. 3 и 4 ст. 16.1, ст. 16.2 и 49.1 настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что норма, позволяющая субъекту Российской Федерации осуществлять полномочия по государственному контролю и надзору в сфере охраны водных биоресурсов во внутренних водных объектах, отсутствует.

Данная позиция подтверждается на основании статей 23.27, 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствием полномочий у должностных лиц органов субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в сфере охраны рыбных запасов, полномочий по оставлению протоколов об административном правонарушении, а также рассмотрению административных дел.

Согласно ч. 1 ст. 43.2. Федерального закона № 166-ФЗ, под федеральным государственным контролем (надзором) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на водных объектах рыбохозяйственного значения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения таких требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 43.2 Федерального закона № 166-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Статьей 43.3. Федерального закона № 166-ФЗ установлены права должностных лиц федеральных органов государственного контроля (надзора) по осуществлению контроля при проведении мероприятий за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, в том числе:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать рыбопромысловые участки, места добычи (вылова) водных биоресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биоресурсов, производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения, суда рыбопромыслового флота, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, в том числе проверки соблюдения правил рыболовства и иных правил, регламентирующих добычу (вылов) водных биоресурсов, выделенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и рекомендуемых объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, документов, подтверждающих законность уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции (п. 2 ч. 1);

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений (п. 4 ч. 1);

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски физическим и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушений обязательных требований (п. 6 ч. 1).

запрашивать у граждан в целях проверки документы на право добычи (вылова) водных биоресурсов (п. 1 ч. 2);

задерживать граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы (п. 2 ч. 2);

производить досмотр транспортных средств, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, личных вещей граждан (п. 3 ч. 2);

изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, продукцию и орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, транспортные средства, а также соответствующие документы (п. 4 ч. 2).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444 осуществление полномочий по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, за обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства возложено на Федеральное агентство по рыболовству.

Согласно приказу Федерального агентства по рыболовству от 25.04.2011 № 406 территориальным органом Федерального агентства по рыболовству для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Тыва, Республики Хакассия, Красноярского края является Енисейское территориальное управление.

Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами приводит к выводу о том, что, поскольку функции государственного контроля и надзора в сфере охраны водных биоресурсов и регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства субъекту Российской Федерации не передавались, правительство Республики Тыва не вправе было осуществлять собственное правовое регулирование в указанной сфере путем принятия оспариваемого (в части) нормативного акта.

Таким образом, федеральным законодательством переданы конкретные полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в названной сфере, к числу которых не отнесены полномочия по государственному контролю и надзору в сфере охраны водных биоресурсов во внутренних водных объектах, исполнение которых закреплено за органами государственной власти федерального уровня (Федеральное агентство по рыболовству).

В силу положений пункта 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.