• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 07 августа 2012 года Дело N 33-1650/2012
 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Ивашиной Т.А., Капустиной Т.М.,

при секретаре Поповой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 августа 2012 года

апелляционную жалобу Министра труда и социального развития Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. на решение Черногорского городского суда от 28 мая 2012 года, которым удовлетворен иск Кулагиной Е.Д. к администрации г. Черногорска, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о выплате жилищной субсидии.

Заслушав доклад судьи Ивашиной Т.А., объяснения представителей Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Мель Т.В. и Головиной И.Г., поддержавших доводы жалобы, истицы Кулагиной Е.Д.,согласившейся с решением, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кулагина Е.Д. обратилась в суд с иском к администрации г. Черногорска о выплате жилищной субсидии, требования мотивируя тем, что в течение 22 лет проживала и работала на территории Чукотского автономного округа в ... , затем в ... году переехала в г. Черногорск и как работнику образования ей была предоставлена комната в общежитии общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. по адресу: ... , которую она приватизировала в ... году. С ... истица стоит в очереди в администрации г. Черногорска на получение жилья, как выехавшая из районов Крайнего Севера, а с ... года в очереди в Министерстве труда и социального развития РХ на получение жилищной субсидии. Однако до настоящего времени денежные средства на покупку жилья она не получила. Просила обязать администрацию г. Черногорска выплатить ей жилищную субсидию на недостающие квадратные метры с вычетом стоимости имеющегося у нее жилья в размере ... руб., взыскать судебные расходы в размере ... руб.

В ходе судебного разбирательства истица Кулагина Е.Д. иск уточнила, просила обязать администрацию г. Черногорска и Министерство труда и социального развития РХ выплатить ей жилищную субсидию в размере ... руб., взыскать с ответчиков судебные расходы в размере ... руб.

Определением суда от 6 апреля 2012 года в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

В судебном заседании истица Кулагина Е.Д. иск поддержала.

Представитель ответчика администрации г. Черногорска Зорин А.Н. исковые требования не признал, пояснив, что жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, выплачиваются за счет федерального бюджета, а администрация г. Черногорска ведет только учет данной категории граждан, не имея полномочий по предоставлению жилищных субсидий. Кулагина Е.Д. действительно стоит в указанной очереди, так как площадь имеющейся у нее в собственности комнаты меньше предусмотренной действующим законодательством.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития РХ в зал судебного заседания не явился, предоставив отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать, так как Кулагина Е.Д. имеет приватизированное жилье площадью ... кв.м., то есть больше учетной нормы 18 кв.м., и после приватизации комнаты она утратила право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал Министерство труда и социального развития РХ выплатить Кулагиной Е.Д. жилищную субсидию в размере ...

Взыскал с Министерства труда и социального развития РХ в пользу Кулагиной Е.Д. судебные расходы в размере ... .

В удовлетворении иска к администрации г. Черногорска о выплате жилищной субсидии отказал.

С решением суда не согласна Министр труда и социального развития РХ Карамашева Н.Н.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, полагая, что суд не учел положения ч. 2 ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ, и выплата жилищных субсидий, по мнению подателя жалобы, к таковым полномочиям не относится. Указывает, что ст. 10 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает обязательство по предоставлению жилищных субсидий из средств федерального бюджета, тогда как суд возложил эти обязательства на бюджет Республики Хакасия, в лице Министерства труда и социального развития РХ.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истица Кулагина Е.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местностях не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в этих районах не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидий на эти цели.

Из материалов дела видно, что Кулагина Е.Д., как выехавшая из районов Крайнего Севера, состоит на учете нуждающихся в получении жилья в г. Черногорске под № ... с ... (л.д.20), с ... имеет в собственности жилое помещение общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ... , которое она получила в собственность на основании договора № о безвозмездной передаче квартир в собственность граждан от ... (л.д.22).

Согласно ответу Министерства труда и социального развития Республики Хакасия № от ... , номер очереди Кулагиной Е.Д. в списке граждан, изъявивших желание получить сертификат, - №(л.д.75).

Удовлетворяя требования истицы об обязании Министерства труда и социального развития РХ выплатить Кулагиной Е.Д. жилищную субсидию в размере ... ., суд первой инстанции исходил из установленных выше обстоятельств, сведений о проживании Кулагиной Е.Д. в районах Крайнего Севера в период с ... по ... , норматива предоставления жилой площади указанной категории граждан, стоимости одного кв.м. этой площади, стоимости имеющейся у истицы жилой площади.

Определяя надлежащего ответчика в лице Министерства труда и социального развития РХ, суд сослался на положения ст. 7 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выдаются из средств федерального бюджета.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку вопреки требованиям ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, он постановлен без принятия необходимых мер для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, без всесторонней, полной и объективной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, без учета норм материального права.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, расчет размера социальной выплаты (п. 12), выдача сертификата (п. 18), прием заявлений от граждан об участии в подпрограмме и необходимых документов (п. 19), проверка документов (п. 21), формирование сводного списка изъявивших желание получить сертификат граждан (п. 28), выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (п. п. "з" п. 5) отнесены к компетенции исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Хакасия от 11.12.2006 года № 68-ЗРХ «О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложено на органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).

Согласно п. 4.3.25. Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия (утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 июня 2009г. № 241), Министерство определяет порядок оформления и выдачи сертификатов, а также расчет размера социальной выплаты для приобретения жилья и оформление бланков сертификатов на имя граждан отдельным категориям, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в том числе: в) гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

В соответствие с п. 16, 16.1 вышеуказанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина устанавливается в размере 33 кв.м.

В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать имеющееся у него в собственности жилье, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом размер предоставляемой (по нормативу) социальной выплаты уменьшается на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.

Следовательно, для решения вопроса о выплате истице жилищной субсидии в натуральной денежной форме, истица должна иметь право на получение жилищного сертификата, размер общей площади жилого помещения истицы, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, должен составлять не менее 18 кв.метров, а на ответчика должна быть возложена обязанность по выплате жилищной субсидии в наличной денежной форме без оформления и выдачи жилищного сертификата.

Поскольку из приведенных норм материального права видно, что на ответчика - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия обязанность по выплате жилищной субсидии в натуральной денежной форме гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не возложена, разница между общей площадью жилого помещения истицы ( ... кв.м.) и нормативом общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина (33 кв.м.) составляет ... кв.м., что менее 18 кв. метров (33 кв.м. - ... кв.м. = ... кв.м.), то у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований истицы Кулагиной Е.Д.

Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального права, а потому постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к его отмене в апелляционном порядке.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, неправильно применен материальный закон, судебная коллегия полагает необходимым вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кулагиной Е.Д.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черногорского городского суда от 28 мая 2012 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.

В удовлетворении иска Кулагиной Е.Д. к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о выплате ей жилищной субсидии в размере ... руб., отказать.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи Т.А. Ивашина

Т.М. Капустина




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1650/2012
Принявший орган: Верховный Суд Республики Хакасия
Дата принятия: 07 августа 2012

Поиск в тексте