СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 сентября 2012 года Дело N 33-8828/2012

03 сентября 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,

судей А.И. Муртазина и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре судебного заседания Р.П. Семеновой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 03 июля 2012 года, которым постановлено:

Иск Исмагилова P.P. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан включить в трудовой стаж Исмагилова P.P., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по педагогической деятельности, периоды:

службы в рядах Советской Армии с 25 октября 1983 года по 05 декабря 1985 года - 2 года 01 месяц 10 дней;

с 06 сентября 1993 года по 14 июля 1997 года работы тренером-препо-давателем Детско-юношеского клуба физической подготовки Немского районного управления образования - 03 года 10 месяцев 09 дней;

с 25 декабря 1997 года по 10 сентября 1998 года учителем  ...  учебно-воспитательного комплекса Азнакаевского УНО - 08 месяцев 16 дней.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан назначить Исмагилову P.P. трудовую пенсию по педагогической деятельности со дня обращения - 02 февраля 2012 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан в пользу Исмагилова P.P. в возврат госпошлины  ...  рублей.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

P.P. Исмагилов обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан (далее - УПФ России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево, пенсионный орган) о защите пенсионных прав, указывая, что ответчик своим решением от 09 февраля 2012 года отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей по мотиву отсутствия требуемого специального стажа, при этом не включил в него периоды его службы в рядах Советской армии с 25 октября 1983 года по 05 декабря 1985 года, а также работы в должности тренера-преподавателя Детско-юношеского клуба физической подготовки Немского района Кировской области с 06 сентября 1993 года по 14 июля 1997 года.

Истец просил суд признать на ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей и возложить на ответчика обязанности включить оспариваемые периоды в специальный стаж, назначить ему испрашиваемую пенсию со дня обращения - с 09 февраля 2012 года.

До разрешения спора судом по существу P.P. Исмагилов дополнил иск требованием о включении в специальный стаж периода работы в должности учителя физической культуры  ...  учебно-воспитательного комплекса Азнакаевского района Республики Татарстан с 25 декабря 1997 года по 10 сентября 1998 года на том основании, что дополнительным решением ответчика от 25 мая 2012 года этот период также был исключен из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Представитель ответчика Э.И Мубаракшина иск не признала.

Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что наименование таких учреждений (учебно-воспитательный комплекс, детско-юношеский клуб физической подготовки) не предусмотрено Списками 1991, 1999 и 2002 годов. Кроме того, утверждает, что период военной службы не может учитываться в составе специального трудового стажа, поскольку в данный период страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались и истец не относился в числу субъектов, участвующих в системе обязательного пенсионного страхования. Полагает, что в рассматриваемом случае не подлежит применению Положение 1959 года о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения ввиду того, что расчет продолжительности трудового стажа при назначении досрочной трудовой пенсии по старости производится по законодательству, действующему на день установления соответствующей пенсии.

Судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Исходя из подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Установлено, что истец 02 февраля 2012 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

При этом решениями УПФ России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево от 09 февраля 2012 года и от 25 мая 2012 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа в 25 лет, при этом бесспорный стаж признан равным 18 годам и 5 месяцам 12 дням без учета периодов работы в должностях тренера-препода-вателя Детско-юношеского клуба физической подготовки Немского района Кировской области (с 06 сентября 1993 года по 14 июля 1997 года), учителя физической культуры  ...  учебно-воспитательного комплекса Азнакаевского района Республики Татарстан (с 25 декабря 1997 года по 10 сентября 1998 года), а также период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 25 октября 1983 года по 05 декабря 1985 года.

Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что все заявленные периоды подлежат включению в специальный стаж Р.Р. Исмагилова, дающий право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

С таким выводом суда первой инстанции соглашается и Судебная коллегия по следующим основаниям.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Данным Списком в пункте 1 раздела "Наименование должностей" названа должность "учитель", в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" указаны "общеобразовательные учреждения: школы всех наименований", также в пунктах 2 этих разделов поименованы соответственно "тренер-преподаватель" и "учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): детско-юношеские школы всех наименований".

Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, данному в пункте 9 Постановления Пленума от 20 декабря 2005 года №25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Установлено по делу, что Детско-юношеский клуб физической подготовки Немского района Кировской области функционировал до 06 сентября 1993 года как Детско-юношеская спортивная школа Немского районного управления образования, а с 18 августа 2010 года был переименован вновь в Детско-юношескую спортивную школу, имеющую статус муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей, при этом в течение всего периода цели и задачи, как и направление, характер деятельности учреждения сохранялись без изменения и сводились к предоставлению детям услуг дополнительного образования в сфере физической культуры.

Из материалов дела также следует, что  ...  учебно-воспитательный комплекс Азнакаевского района Республики Татарстан был создан 27 июля 1995 года на базе  ...  (общеобразовательной) средней школы и осуществлял воспитательно-образовательную деятельность детей на основе государственных стандартов согласно лицензии Министерства народного образования Республики Татарстан, по истечении срока действия которой (с 11 сентября 1998 года) переименовался в  ...  среднюю (общеобразовательную) школу.

Трудовая деятельность истцом в перечисленных учреждениях осуществлялась соответственно с 17 августа 1992 года по 14 июля 1997 года (в качестве тренера-преподавателя), с 25 декабря 1997 года по 01 сентября 2000 года (в качестве учителя физической культуры), из которых ответчиком включены в бесспорном порядке в специальный стаж периоды работы с 17 августа 1992 года по 05 сентября 1993 года, с 11 сентября 1997 года по 31 августа 2000 года, имеющие полную идентичность с оспариваемыми периодами по сущностным признакам трудовой деятельности - характеру и условиям выполнения, функциональным обязанностям, месту работы.

Перечисленные обстоятельства ответчиком при рассмотрении дела не отрицались, доказательных данных в их опровержение суду не представлено.

При установленных данных, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изменение наименования образовательного учреждения, не затрагивающее существа его деятельности, не может приниматься как достаточное основание к дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицу, работавшему в таком учреждении в одной и той же по функциональным обязанностям должности (специальности, профессии).

По приведенным мотивам и отклоняется довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что наименование таких учреждений, как учебно-воспитательный комплекс и детско-юношеский клуб физической подготовки, не перечислено в Списках.

Тот факт, что данные учреждения, несмотря на переименования, сохранили направление и характер педагогической деятельности и относились к образовательным учреждениям для детей, работа в которых на соответствующих должностях предоставляет право на льготное пенсионное обеспечение, установлен судом первой инстанции и ответчиком доказательно не опровергнут.

Является правильным решение суда и в части включения в стаж педагогической деятельности периода прохождения истцом военной службы в рядах Советской армии с 25 октября 1983 года по 05 декабря 1985 года.

В силу Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 согласно Закону СССР от 14 июля 1956года "О государственных пенсиях", учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, подлежала зачету служба в составе Вооруженных Сил СССР (пункт "г" пункта 1). Данное Положение, утратившее силу с 01 октября 1993 года и с этого момента переставшее применяться на территории Российской Федерации, на заявленный период (с 25 октября 1983 года по 05 декабря 1985 года) распространяло действие.

Довод, приведенный ответчиком в апелляционной жалобе, о том, что период военной службы не может учитываться в составе специального трудового стажа, поскольку в этот период страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, а проходящий военную службу истец не относился к числу участников в системе обязательного пенсионного страхования, отклоняется Судебной коллегией, так как специальный нормативно-правовым акт (Положение от 1959 года о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), действовавший при прохождении истцом военной службы, прямо предписывает включение этого периода в специальный стаж в связи с оценкой права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Утверждение ответчика в апелляционной жалобе о неприменимости к рассматриваемому спору указанного Положения ввиду того, что расчет продолжительности стажа работы при назначении пенсии производится по законодательству, действующему на день установления пенсии, в том числе досрочно назначаемой, также не является состоятельным, поскольку при исчислении продолжительности страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются периоды работы (общественно-полезной деятельности), которые учитывались, соответственно, в общий или специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При установленных данных, учитывая, что Р.Р. Исмагиловым на день подачи заявления в пенсионный орган (02 февраля 2012 года) выработан, с учетом оспариваемых периодов, требуемый стаж педагогической деятельности в 25 лет, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск и возложил обязанность на УПФ России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево назначить истце трудовую пенсию по старости досрочно - с момента обращения за ней.

Решение суда постановлено с учетом всех обстоятельств спора и доводов сторон, представленных ими доказательств.

Нормы материального права к отношениям сторон применены правильно, процессуальных нарушений не допущено.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 03 июля 2012 года по делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка