СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 августа 2012 года Дело N 33-1728/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Капустиной Т.М., Прониной А.В.,

при секретаре Зубатовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 августа 2012 года

апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (далее - ГУ-УПФ России в г. Черногорске Республики Хакасия) ФИО1 на решение Черногорского городского суда от 21 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Черногорск в интересах Куновой С.В. к ГУ-УПФ России в г. Черногорске Республики Хакасия о назначении социальной пенсии.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ГУ-УПФ России в г. Черногорске Республики Хакасия Ржихановой А.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Республики Хакасия Пекарского А.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Черногорска обратился в суд с иском в интересах Куновой С.В. к ГУ-УПФ России в г. Черногорске Республики Хакасия о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца с  ... . Свои требования мотивировал тем, что решением ответчика Куновой С.В., являющейся сиротой и обучающейся в учебном учреждении, отказано в выплате пенсии по случаю потери кормильца по причине того, что она отбывает наказание в местах лишения свободы, в связи с чем, обучение является не ее прямым волеизъявлением, а одним из условий исправления в местах лишения свободы. Полагает, что указанные действия ответчика по отказу Куновой С.В. в назначении пенсии по случаю потери кормильца являются незаконными, поскольку нарушают ее конституционные права на социальное обеспечение.

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Куновой С.В., отбывающей наказание в местах лишения свободы.

В судебном заседании представитель истца прокурора г. Черногорска Тулина О.Е. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ-УПФ России в г. Черногорске Республики Хакасия Ржиханова А.Л. иск не признала, поскольку Кунова С.В. не относится к числу лиц, перечисленных в пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку ее обучение в учебном заведении является одним из условий исправления в местах лишения свободы.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал ответчика назначить Куновой С.В. пенсию по случаю потери кормильца с  ... .

С решением суда не согласна представитель ответчика ГУ-УПФ России в г. Черногорске по Республике Хакасия ФИО1

В апелляционной жалобе она просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что обучение в исправительных учреждениях не осуществляется по очной форме получения образования. Кроме того, профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных к лишению свободы является неотъемлемой частью их трудового воспитания, а также относится к основному средству исправления осужденных. С учетом изложенного полагает, что Кунова С.В., обучающаяся в учебном учреждении при исправительной колонии, в том числе по очной форме обучения, не относится к числу лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель прокурора г. Черногорск Кисуркин С.А. выражает согласие с решение суда, указывая, что законодатель гарантирует осужденному гражданину право на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от того обучается ли он в образовательном учреждении в связи с исполнением обязанности, возложенной на него действующим законодательством, либо по собственному желанию.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, Кунова С.В., родившаяся  ... , является сиротой и в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, где проходит обучение по очной форме в  ...  с  ... , что подтверждается выпиской из пенсионного дела (л.д. 27), справкой  ...  от  ...  (л.д. 10), справкой от  ...  (л.д. 7).

Полагая, что она имеет право на получении пенсии по случаю потери кормильца ввиду обучения в исправительном учреждении, Кунова С.В. обратилась в ГУ-УПФ России в г. Черногорске по Республике Хакасия с заявлением о назначении ей такой пенсии, в удовлетворении которого ей отказано в связи с тем, что дети умершего кормильца, не достигшие 23 лет, из числа лиц, осужденных к лишению свободы, которые обучаются в образовательных учреждениях при воспитательной колонии, в том числе по очной форме обучения, не могут быть отнесены к кругу лиц, предусмотренных пп.1 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (л.д. 8-9).

Не согласившись с таким решением, прокурор г. Черногорска, действуя в интересах Куновой С.В., обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности прекращения выплаты Куновой С.В. социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании того, что она обучается в учебном заведении при исправительном учреждении, с чем соглашается и судебная коллегия.

В части 7 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определены основные права осужденных, к которым относится и право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 98 данного Кодекса осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Условия и нормы пенсионного обеспечения регулируются нормами федерального закона о пенсионном обеспечении.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2011 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Каких-либо ограничений на право получения пенсии по случаю потери кормильца в случае осуждения гражданина к лишению свободы действующим законодательством не предусмотрено, напротив, вышеперечисленные нормы уголовно-исполнительного права закрепляют за осужденными право на социальное обеспечение.

При этом доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ГУ-УПФ России в г. Черногорске по Республике Хакасия ФИО1 о том, что Кунова С.В., обучающаяся в учебном учреждении при исправительной колонии, не относится к числу лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, ввиду того, что профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных к лишению свободы является неотъемлемой частью их трудового воспитания и основным средством исправления осужденных, не могут быть приняты во внимание, поскольку такое истолкование правовых положений не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на назначение трудовой пенсии по потере кормильца, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).

Таким образом, судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черногорского городского суда от 21 мая 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий А.С.Топоев

Судьи Т.М.Капустина

А.В.Пронина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка