СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июня 2012 года Дело N 6257

21 июня 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Р.В. Шакирьянова,

судей Р.С. Ибрагимова, Р.Э. Курмашевой,

при секретаре судебного заседания С.П. Серове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.В. Шакирьянова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Г.Н. Савчукова, Т.Д. Цукановой - И.Г. Савчуковой на решение Вахитовского районного суда города Казани от 03 февраля 2012 года, которым постановлено:

заявление .... Савчукова и .... Цукановой об оспаривании действий начальника правового управления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав представителя Г.Н. Савчукова, Т.Д. Цукановой - И.Г. Савчукову, поддержавшую жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г.Н. Савчуков, Т.Д. Цуканова обратились в суд с заявлением об оспаривании действий начальника правового управления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

В обоснование заявленных требований указывается, что в их собственности находится здание (кафе), расположенное возле дома .... по проспекту .... г. Казани. Постановлением Главы администрации г. Казани от  ...  №.... им отведен земельный участок под указанным строением. До 2006 года расчет арендной платы осуществлялся на основании Постановления Кабинета министров РТ №74 от 09 февраля 1995 года «Об арендной плате за землю», которое определяло порядок расчета размеров платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена. В 2006 году был принят перечень поправочных коэффициентов учитывающих вид использования земельного участка. Так, коэффициент за земельный участок, предоставленный под объект общественного питания стал 4, а под объект розничной торговли 7,5. В настоящее время при расчете к ним незаконно применяют коэффициент 7,5 как к объекту розничной торговли. Обращение в МУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о внесении изменений в Постановление Главы администрации г. Казани от  ...  № .... в части целевого назначения предоставленного земельного участка незаконно оставлено без удовлетворения. Отказ был мотивирован тем, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается Главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Однако вопрос об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой не ставился.

Начальник правового управления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением не согласился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и МУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в судебное заседание не явились.

Суд в удовлетворении заявления отказал.

В апелляционной жалобе представителем Г.Н. Савчукова, Т.Д. Цукановой - И.Г. Савчуковой ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что доводы суда о том, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами и для этого предусмотрен другой порядок, не вытекают из обстоятельств дела и не основаны на положениях действующего законодательства.

В судебном заседании представитель Г.Н. Савчукова, Т.Д. Цукановой - И.Г. Савчукова апелляционную жалобу поддержала, просила об отмене решения суда, указывая, что оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя Г.Н. Савчукова, Т.Д. Цукановой - И.Г. Савчукову, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного - специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Категория земель указывается в 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что Г.Н. Савчуков и Т.Д. Цуканова являются собственниками одноэтажного нежилого здания (кафе), общей площадью .... м, расположенного по адресу: г. Казань, Проспект ...., возле дома №.... (л.д.10,11). Согласно кадастровой выписке Г.П. Савчуковым и Т.Д. Цукановой по указанному адресу арендован земельный участок, находящийся в собственности Республики Татарстан, под комплекс торговых павильонов (л.д.12-16).

...  между администрацией г. Казани и заявителями заключен договор аренды, в соответствии с которым заявителям предоставлен земельный участок в аренду общей площадью .... м, по вышеуказанному адресу.

В обоснование требований Г.Н. Савчуков и Т.Д. Цуканова указывают, что  ...  они обратились в МУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» с заявлением с просьбой о внесении изменений в постановление Главы администрации г.Казани от  ...  № .... в редакции проекта постановления Исполнительного комитета г.Казани «О внесении изменений в постановление Главы администрации г.Казани от  ...  № ....». По данному проекту Постановления начальником правового управления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани было подписано заключение о несоответствии данного проекта постановления требованиям п.п.3 п.1 ст.4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», поскольку заявленное Г.Н. Савчуковым, Т.Д. Цукановой изменение вида разрешенного использования земельного участка с комплекса торговых павильонов на объект общественного питания допускается только по результатам публичных слушаний.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования заявителей подлежат оставлению без удовлетворения, при этом руководствуется п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В этих нормативных актах указывается, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным Кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случая, предусмотренного п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона N 191-ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний. При этом решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Поскольку заявителями не представлен документ, подтверждающий проведение публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка - с размещения комплекса торговых павильонов, на объект общественного питания, занимаемый зданием кафе, в связи с изменением целевого использования, учитывая, что действия начальник правового управления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившиеся в отказе согласовать проект Постановления, соответствуют действующему законодательству, изложенным выше правовым нормам, суд апелляционной инстанции оснований для отмены основанного на законе решения не находит.

Доводы апелляционной жалобы представителя Г.Н. Савчукова, Т.Д. Цукановой - И.Г. Савчуковой, о том, что решение должностного лица не соответствует требованиям закона суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные, так как они опровергаются приведенными выше суждениями, противоречат материалам дела и приведенным выше правовым нормам.

Вместе с тем, представитель заявителей в заседании суда апелляционной инстанции показал, что она в настоящее время обратилась к Главе местной администрации, публичные слушания назначены на  ... .

При таких данных суд апелляционной инстанции считает, что суд, отказав в удовлетворении заявления, вынес законное и обоснованное решение.

Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка, решение суда соответствует требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.327, п.1 ст.328, ст.329, ст.199 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 03 февраля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г.Н. Савчукова, Т.Д. Цукановой - И.Г. Савчуковой - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи

.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка