• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 03 мая 2011 года
 

03 мая 2011 года г. Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Канзая А.А., судей Болат-оол А.В., Дамдын Л.Д., при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Салчаку Ш.М., Салчак У.Д., С. о взыскании неосновательного обогащения по кассационной жалобе представителя ответчиков Моломдай Д.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 марта 2011 года,

УСТАНОВИЛА:

И.О. прокурора г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Салчаку Ш.М., Салчак У.Д., С. о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что семьей Салчака Ш.М. получена субсидия на приобретение жилья с нарушением Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». С заявлением для участия в подпрограмме Салчак Ш.М. в мэрию г. Кызыла не обращался; он и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий мэрией г. Кызыла не признавались, в списках участников программы «Жилище» не значатся. При таких обстоятельствах Салчак Ш.М. и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и, соответственно, участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Просит взыскать с ответчиков солидарно сумму неосновательного обогащения - в федеральный бюджет в размере 183 990 руб. 15 коп. и в бюджет Республики Тыва - в размере 248 927 руб. 85 коп.

Решением суда постановлено: «Иск Прокурора г. Кызыла удовлетворить.

Взыскать солидарно с Салчака Ш.М., Салчак У.Д., С. неосновательное обогащение в размере 183 990, 15 руб. в федеральный бюджет и в размере 248 927, 85 руб. в доход бюджета Республики Тыва».

Представитель ответчиков Моломдай Д.А. с решением суда не согласилась, указывая в кассационной жалобе на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, несостоятелен вывод суда о том, что ответчики не могли быть включены в список на получение субсидии в 2008 году, так как для этого они должны были обратиться с заявлением в мэрию г. Кызыла до 01 сентября 2007 г. В связи с внесением в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья существенных изменений Росстроем было принято решение об отмене результатов конкурсного отбора субъектов РФ для участия в 2008 году и о формировании новых списков участников. Справка о том, что семья Салчака Ш.М. признана мэрией г. Кызыла нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдана должностным лицом отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла; изложенные в ней сведения соответствуют действительности. Справка содержит информацию о том, что указанное решение в отношении заявителя действительно было принято. Включая семью ответчиков в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденный постановлением и.о. Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. №402, мэрия г. Кызыла в установленном порядке признала их участниками указанной подпрограммы. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из содержания ст.ст. 3 и 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.

В связи с этим довод кассационной жалобы о том, что ответчики получили субсидию законно, на основании постановления Правительства Республики Тыва от 03 сентября 2008 г. № 502 об утверждении списка молодых семей и постановления и.о. Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. №402 «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год», которые никем не оспорены и не отменены, является необоснованным.

Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а). возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б). признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в). наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.

Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Удовлетворяя требование прокурора о взыскании неосновательного обогащения, суд первой инстанции указал, что мэрией г. Кызыла не принималось решение о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о признании её участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», в связи с чем субсидия получена ею незаконно.

С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Вопрос о том, признавались ли ответчики органом местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, при подготовке дела к судебному разбирательству был определен судом в качестве юридически значимого и бремя его доказывания было возложено на ответчиков **.

Решение органа местного самоуправления о признании семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий суду не представлено.

Справка начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла от 25 марта 2008 г. о том, что Салчак Ш.М., Салчак У.Д. действительно признаны мэрией г.Кызыла нуждающимися в улучшении жилищных условий с февраля 2005 г., обоснованно не принята судом в качестве доказательства признания семьи ответчиков органом местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд правильно указал, что в справке не указано основание её выдачи, то есть дата и номер решения мэрии г. Кызыла о постановке на учет семьи ответчиков.

Кроме того, из содержания пункта 6 вышеуказанных Правил следует, что молодая семья до 1 марта 2005 г. должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а после 1 марта 2005 г. - быть признана органом местного самоуправления по месту её постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В нарушение указанного требования, как следует из справки начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла, ответчики с февраля 2005 г. признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 15 вышеуказанных Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);…

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

В материалах дела имеется два заявления Салчака Ш.М., Салчак У.Д. о включении в состав участников подпрограммы - датированные 12 марта 2008 г. и 19 марта 2008 г. **.

Поскольку заявления о включении в состав участников подпрограммы поданы ответчиками в мэрию г. Кызыла 12 (19) марта 2008 г., а справка начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья мэрии г. Кызыла о том, что Салчак Ш.М., Салчак У.Д. признаны мэрией г. Кызыла нуждающимися в улучшении жилищных условий, выдана позже - 25 марта 2008 г., то данная справка не могла быть приложена ответчиками к своему заявлению.

Иных доказательств признания их семьи органом местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий ответчиками не представлено.

В материалах учетного дела документ, подтверждающий признание семьи ответчиков нуждающейся в улучшении жилищных условий, отсутствует.

Следовательно, в нарушение пункта 15 вышеуказанных Правил ответчики при подаче в мэрию г. Кызыла заявления о включении их семьи в состав участников подпрограммы не представляли документ, подтверждающий признание их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Как правильно указал суд, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.

Доказательств того, что мэрией г. Кызыла принималось решение о признании семьи ответчиков участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», суду не представлено.

Суд обоснованно не признал таким решением постановление и.о. Мэра г. Кызыла от 20 марта 2008 г. №402 «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год», поскольку само по себе включение семьи ответчиков в указанный список не свидетельствует о том, что она на законных основаниях была включена в число участников подпрограммы и получила субсидию на приобретение жилья.

Согласно пункту 21 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Суд правильно указал, что поскольку ответчики подали заявление о включении их семьи в состав участников подпрограммы в марте 2008 года, то они не могли быть включены в список на получение субсидии в 2008 году, так как для этого они должны были обратиться с заявлением в мэрию г. Кызыла до 01 сентября 2007 г.

Довод кассационной жалобы о том, что в связи с внесением в вышеуказанные Правила существенных изменений Росстроем было принято решение об отмене результатов конкурсного отбора субъектов РФ для участия в 2008 году и о формировании новых списков участников, является необоснованным. Приказом Росстроя от 31.01.2008 N 15 в связи с принятием Правительством Российской Федерации от 29.12.2007 N 979 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей» отменены результаты конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в 2008 году в Подпрограмме и решено провести повторно конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для участия в 2008 году в Подпрограмме. О повторном конкурсном отборе молодых семей - участников Подпрограммы в данном приказе, а также в утвержденном им Порядке проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в 2008 году в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, не говорится.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку. Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении иска.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационных жалоб - несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: 1.

2.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Принявший орган: Верховный Суд Республики Тыва
Дата принятия: 03 мая 2011

Поиск в тексте