СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 августа 2010 года Дело N 33-655/2010

24 августа 2010 года г. Кызыл

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Салчак А.А., судей Болат-оол А.В., Канзая А.А., при секретаре Серен-Чимит К.К., с участием прокурора Ойдуп У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по иску Сатаевой М.И. к Департаменту земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о восстановлении на работе в прежней должности, взыскании разницы в оплате труда, компенсации морального вреда по кассационной жалобе истицы Сатаевой М.И. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 июля 2010 года,

УСТАНОВИЛА:

Сатаева М.И. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла (далее - ДЗИО Мэрии г. Кызыла) о восстановлении на работе в прежней должности, взыскании разницы в оплате труда, компенсации морального вреда, указывая на то, что работает в ДЗИО Мэрии г. Кызыла с 1998 года **; с 26 июня 2002 года - в должности ** и экономического планирования с окладом 3168 руб. В апреле 2010 года состоялась аттестация работников ДЗИО Мэрии г. Кызыла. 19 мая 2010 года по итогам аттестации ей вручено уведомление о несоответствии занимаемой муниципальной должности. 21 мая 2010 года она переведена на должность ** с окладом 2 197 руб. 57 коп. Считает перевод на нижеоплачиваемую должность незаконным, так как аттестационный лист и протокол заседания аттестационной комиссии не содержат ни одного ответа, данного ею при проведении аттестации. За принятие аттестационной комиссией решения о несоответствии ее занимаемой должности проголосовал один человек; решение не принято большинством голосов. В материалах аттестации имеется отзыв, в котором указано, что она положительно характеризуется по работе. В 2005 году она окончила курсы повышения квалификации в г. **, в 2007 году - в г. **; является советником муниципальной службы Республики Тыва 2 класса с 20 апреля 2002 года. Указанным обстоятельствам комиссия оценки не дала. Просит восстановить на работе в прежней должности, взыскать с ответчика разницу в среднем заработке за время замещения нижеоплачиваемой должности, а также компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.

Решением суда постановлено в удовлетворении исковых требований Сатаевой М.И. к Департаменту земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о восстановлении на работе в прежней должности, взыскании разницы в оплате труда, компенсации морального вреда отказать.

Истица с решением суда не согласилась, указывая в кассационной жалобе на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствует обстоятельствам дела. Так, суд в решении указал, что на голосование ставился вопрос «Соответствует ли Сатаева М.И. занимаемой должности»; «за» проголосовал один член комиссии, «против» - 4 члена комиссии. Однако суд не установил содержание решения аттестационной комиссии. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Согласно пунктам 1, 4 ст. 28 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 № 389 «О муниципальной службе (новая редакция)» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.

В соответствии с пунктом 7 ст. 28 Закона Республики Тыва «О муниципальной службе (новая редакция)» положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом Республики Тыва.

Законом Республики Тыва от 07.07.2008 № 848 ВХ-2 утверждено Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Тыва.

В свою очередь, решением Хурала представителей г. Кызыла от 15 декабря 2009 года №182 утверждено Положение о проведении аттестации муниципальных служащих города Кызыла.

В соответствии с пунктом 16 вышеуказанного Положения обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным. Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (органом местного самоуправления) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

В пунктах 19, 20 вышеуказанного Положения установлено, что решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

муниципальный служащий соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

муниципальный служащий не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

Аналогичные нормы содержатся в пунктах соответственно 17 и 20 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих ДЗИО Мэрии г. Кызыла, утвержденного распоряжением начальника ДЗИО Мэрии г. Кызыла от 27 февраля 2010 года № 171.

В аттестационном листе муниципального служащего Сатаевой М.И. указано, что аттестационной комиссией было принято решение «не соответствует замещаемой муниципальной должности». При этом на заседании присутствовало 5 членов аттестационной комиссии; количество голосов «за» - 1,  «против»- 4 (пункт 11 аттестационного листа).

Таким образом, из буквального содержания аттестационного листа следует, что за принятие аттестационной комиссией решения о несоответствии истицы замещаемой должности муниципальной службы проголосовал 1 член комиссии, против - 4 члена.

Следовательно, изложенные в решении суда первой инстанции выводы о том, что на голосование ставился вопрос «Соответствует ли Сатаева М.И. занимаемой должности» и «за» проголосовал один член комиссии, а «против» - 4 члена комиссии, не соответствуют обстоятельствам дела.

Действительное же содержание решения аттестационной комиссии судом не выяснялось.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Из протокола заседания аттестационной комиссии от 22 апреля 2010 года и аттестационного листа следует, что на заседании аттестационной комиссии присутствовали 5 членов комиссии, в том числе начальник ДЗИО Мэрии г. Кызыла С.Т. участвовал в голосовании, что подтверждается количеством проголосовавших членов комиссии (5 человек).

Поскольку пунктом 19 вышеуказанного Положения установлено, что решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие непосредственного руководителя аттестуемого муниципального служащего, а Сатаевой М.И. занимала должность ** ДЗИО Мэрии г. Кызыла, то суду следовало в порядке ст. 56 ГПК РФ определить в качестве юридически значимого и поставить на обсуждение сторон вопрос о том, являлся ли начальник ДЗИО Мэрии г. Кызыла непосредственным руководителем истицы.

Суд этого не сделал, хотя истица приводила данный довод в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Между тем выяснение данного обстоятельства имеет существенное значение для дела.

Согласно ст. 7 Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Тыва, утвержденного Законом Республики Тыва от 07.07.2008 № 848 ВХ-2, результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, заполняемый по форме, установленной приложением 2 к настоящему типовому положению.

Приложением N 2 к Типовому положению установлена форма аттестационного листа, согласно которой пункт 6 аттестационного листа должен содержать вопросы к муниципальному служащему и краткие ответы на них.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 22 Положения о проведении аттестации муниципальных служащих города Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 15 декабря 2009 года №182, и в пункте 6 установленной этим Положением формы аттестационного листа.

Однако в пункте 6 аттестационного листа Сатаевой М.И. не приведены её краткие ответы на заданные вопросы. Вместо её ответов указано «ответ дан неверный», «ответ не конкретный, поверхностный», «ответ дан неполный», что представляет собой лишь оценку ответов, которые давала истица.

Суд первой инстанции оценку данному обстоятельству не дал.

При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности перевода истицы на нижеоплачиваемую должность по результатам аттестации в связи с несоответствием её занимаемой муниципальной должности является преждевременным. Решение суда, принятое без выяснения вышеуказанных обстоятельств, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо учесть вышеизложенное и разрешить спор по существу с соблюдением требований закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 июля 2010 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи: 1.

2.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка