СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 июня 2012 года Дело N 33-1842/2012

6 июня 2012 г. г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Блиновой М.А.,

судей Юркиной И.В. и Спиридонова А.Е.,

при секретаре Габдулловой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ефимовой В.И., Ефимова П.Е., Ефимовой А.В., Ефимовой Р.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии о взыскании единовременного пособия, поступившее по апелляционной жалобе истцов Ефимовой В.И., Ефимова П.Е., Ефимовой А.В., Ефимовой Р.И. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2012 г., которым постановлено:

«В удовлетворении иска Ефимовой В.И., Ефимова П.Е., Ефимовой А.В., Ефимовой Р.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии о взыскании в равных долях единовременного пособия в связи со смертью ФИО 1 в размере ... руб. отказать».

Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истцов Ефимовой А.В., Ефимовой В.И., представлявшей также интересы истцов Ефимова П.Е., Ефимовой А.В., Ефимовой А.В., представителя истцов Григорьева В.Г., поддержавших апелляционную жалобу; заключение прокурора Абросеева Р.В. о законности и обоснованности решения суда; судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ефимова В.И., Ефимов П.Е., Ефимова А.В., Ефимова Р.И. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии (далее УФСИН по ЧР) о взыскании единовременного пособия в связи со смертью ФИО 1 в течение месяца после увольнения, вследствие заболевания, полученного в период службы.

В обоснование заявленных требований указано, что 11 сентября 2011 г. вследствие ..., произошедшего ... 2011 г., умер ФИО 1, ... внутренней службы, служивший в должности ... .... На основании приказа № ... от 24 августа 2011 г. в соответствии с пунктом «б» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Ефимов ФИО 1 был уволен по достижении предельного возраста. Согласно заключению военно-врачебной комиссии ... (далее ВВК) от 23 сентября 2011 года, заболевание, приведшее к смерти, получено в период службы в уголовно-исполнительной системе. На дату смерти ... членами его семьи являлись истцы: жена Ефимова В.И., дочь Ефимова А.В., ... года рождения, мать Ефимова Р.И., ... года рождения, отец Ефимов П.Е., ... года рождения. Ответчиком незаконно отказано в выплате истцам единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания погибшего в размере ... руб., предусмотренного ст. 34.1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В судебном заседании истец Ефимова В.И. исковые требования просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Истцы Ефимов П.Е., Ефимова А.В., Ефимова Р.И. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика УФСИН по Чувашской Республике - Чувашии Васильева Т.С. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав на отсутствие оснований для выплаты единовременного пособия. При этом пояснила, что ФИО 1 уволен из уголовно-исполнительной системы по достижении предельного возраста, а единовременное пособие выплачивается со смертью бывших сотрудников ФСИН РФ, уволенных со службы в уголовно-исполнительной системе вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.

По делу судом постановлено указанное выше решение об отказе в удовлетворении иска, обжалованное истцами Ефимовой В.И., Ефимовым П.Е., Ефимовой А.В., Ефимовой Р.И. по мотивам незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Абросеева Р.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО 1 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности .... На основании приказа от 24 августа 2011 г. №... ФИО 1 уволен в соответствии с пунктом «б» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, то есть по достижении предельного возраста с выплатой единовременного денежного пособия (л.д.53).

... 2011 г. ФИО 1 умер. Согласно заключению военно-врачебной комиссии от 23 сентября 2011 г. заболевание ФИО 1 - ... квалифицировано как полученное в период службы в уголовно-исполнительной системе.

Отказывая в удовлетворении требований истцов о взыскании единовременного пособия по случаю смерти ФИО 1, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО 1 был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по достижении предельного возраста на основании пункта «б» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а не ввиду наличия заболевания, полученного в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе. Выводы суда первой инстанции об отсутствии основания для выплаты членам семьи ФИО 1 единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания, судебная коллегия находит основанными на нормах закона и обоснованными ввиду следующего.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. N5473-1"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Федеральным законом от 06 ноября 2011 г. N 298-ФЗ внесено в Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" изменение, в том числе дополнено статьёй 34.1. При этом в статье 2 Федерального закона от 06 ноября 2011 г. N 298-ФЗ предусмотрено, что действие положений статьи 34.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N5473-1 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 года.

Вследствие этого вывод суда первой инстанции о том, что возникшие правоотношения не регулируются нормами ст. 34.1 закона, являются неправильными.

В соответствии с абзацем 1 статьи 34.1 с Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1, в случае гибели (смерти) сотрудника уголовно-исполнительной системы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, а также смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере, равном 120-кратному размеру оклада денежного содержания сотрудника уголовно-исполнительной системы, установленного на день выплаты пособия.

Из анализа приведенной нормы права следует, что единовременное пособие выплачивается членам семьи в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе вследствие:

- увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

- заболевания, полученного в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

В старой редакции Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не содержал положений, предусматривающих единовременную выплату в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Однако действовала Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденная Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. №198, (далее - Инструкция). Указанная Инструкция действует по настоящее время в редакции Приказа Министерства юстиции РФ от 27 января 2011 г. №26.

Вопрос о выплате единовременного пособия в случае смерти сотрудника после увольнения со службы регулируется разделом IV указанной Инструкции.

Пунктом 16 раздела IV Инструкции предусматривается, что основанием для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия является смерть сотрудника до истечения одного года после увольнения со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, установление соответствующей ВВК причинной связи смерти с телесным повреждением, заболеванием, послужившим основанием для увольнения сотрудника по болезни или ограниченному состоянию здоровья и вынесения заключения ВВК по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

Таким образом, одним из обязательных оснований для выплаты единовременного пособия в связи со смертью бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы является их увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

По настоящему делу - ФИО 1 уволен со службы не по болезни или ограниченного состояния здоровья, а в связи с достижением предельного возраста по п. «б» ст.58 Положения. Доводы апелляционной жалобы стороны истца о том, что судом не проверенно соблюдение законодательства при увольнении ФИО 1 по указанному основанию и мог ли продолжить ФИО 1 службу по состоянию здоровью, не влекут отмену решения суда. При рассмотрении дела по существу сторона истца не оспаривала обстоятельства и основания увольнения ФИО 1 по ст. 58 п. «б» Положения (по достижению предельного возраста), полагая достаточным заключение ВВК от 23 сентября 2011 г. о причине смерти для назначения членам семьи умершего единовременного пособия. Из материалов дела следует, что военно-врачебную комиссию для решения вопроса о годности (ограниченной годности) к службе по состоянию здоровья ФИО 1 перед увольнением не проходил. Доводы жалобы о том, что ФИО 1 не отказывался от прохождения ВВК перед увольнением, сами по себе не заменяют заключения.

Ввиду не прохождения ФИО 1 ВВК предусмотренная в соответствии с приказом Минюста России от 28 октября 2005г. №198. форма заключения в отношении ФИО 1 не заполнена в полном объеме, так, соответствующая графа о признании его годным (ограниченно годным, не годным) к службе по состоянию здоровья на момент увольнения не заполнена в заключении ВВК от 23 сентября 2011г.

Определение годности, ограниченной годности либо не годности сотрудника к службе в уголовно-исполнительной системе по имеющимся у него заболеваниям относится к прерогативе военно-врачебной экспертизы.

Поскольку ФИО 1 был уволен из учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с достижением предельного возраста по п. «б» ст.58 Положения; в заключении ВВК от 23 сентября 2011г. не содержится графа о его не годности к службе по состоянию здоровья на момент увольнения, указанные обстоятельства стороной истца вообще не оспаривались при рассмотрении дела по существу, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцам во взыскании единовременного пособия по указанному ими в исковом заявлении основанию.

Доводы жалобы о достаточности заключении ВВК от 23 сентября 2011г. о заболевании, приведшем к смерти как полученного в период службы в уголовно-исполнительной системе, для выплаты единовременного пособия по пункту 6 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. №198, являются несостоятельными. Пункт 6 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. №198, регулирует порядок выплаты единовременных пособий, порядок определения его размера и сумм возмещения ущерба, а не основания для выплаты единовременного пособия. Основания для выплаты указанного пособия предусмотрены специальной нормой - пунктом 16 раздела IV Инструкции.

При разрешении спора нормы материального права судом применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истцов Ефимовой В.И., Ефимова П.Е., Ефимовой А.В., Ефимовой Р.И. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2012 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка