• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 13 июня 2012 года Дело N 33-1851/2012
 

13 июня 2012 года город Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Севастьяновой Н.Ю.

судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В.

при секретаре судебного заседания Мордвинове Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Федорова Г.А. к ФКУ ИК-... Управления Федеральной Службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии, Управления Федеральной Службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии о признании решений жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-... Управления Федеральной Службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии незаконными, обязании восстановить в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании включить в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», обязании включить в сводный список граждан - участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году, поступившее по апелляционной жалобе Управления Федеральной Службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 03 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-... Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии от 16 мая 2011 года об отказе во включении Федорова Г.А. в сводный список кандидатов для получения жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-... Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии от 07 июля 2011 года об исключении Федорова Г.А. из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Федеральное казенное учреждение ИК-... Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии восстановить Федорова Г.А. с составом семьи из трех человек в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФКУ ИК-... УФСИН России по ЧР-Чувашии с 07 июля 2011 года.

Обязать жилищно-бытовую комиссию Федерального казенного учреждения ИК-... Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии включить Федорова Г.А. с составом семьи из трех человек в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Управление Федеральной Службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии включить Федорова Г.А. с составом семьи из трех человек в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, на получение государственного жилищного сертификата по УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии на 2012 год.»

Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия

установила:

Федоров Г.А. обратился в суд с указанным исковыми требованиями, мотивировав их тем, что он является сотрудником ФКУ ИК-... УФСИН по ЧР - Чувашии с ... . 29 октября 2002 года истец подал рапорт на имя начальника учреждения с просьбой о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий. Несмотря на регистрацию членов его семьи по разным адресам, собственного жилья у них не имеется. В связи с предстоящим в ... году увольнением со службы Федоров Г.А. подал по месту работы заявление о выдаче ему государственного жилищного сертификата, однако решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-... от 16 мая 2011 года ему отказано во включении его в список кандидатов для получения жилищного сертификата по основаниям преднамеренного ухудшения жилищных условий, а решением от 07 июля 2011 года он был исключен из списков очередников по улучшению жилищных условий в связи с тем, что объективно оценить жилищные условия Федорова Г.А. на момент постановки в очередь и подтвердить действительную нуждаемость в улучшении жилищных условий не возможно. Федоров Г.А. считает указанные решения незаконными и нарушающим его права, поскольку преднамеренного ухудшения жилищных условий он не совершал, состоит в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы и имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании 03 апреля 2012 года Федоров Г.А. и его представитель Рыбакова Н.В. иск поддержали.

Представитель ФКУ ИК-... УФСИН по ЧР - Чувашии Герасимов А.Н., представитель УФСИН по ЧР - Чувашии Васильев А.Г. иск не признали по тем основаниям, что сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, на получение государственного жилищного сертификата по УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии на 2012 год, уже утвержден и внесение в него изменений не допускается.

Судом вынесено указанное выше решение, при этом суд пришел к выводам, что Федоров Г.А. с 2002 года состоял в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-... УФСИН по ЧР - Чувашии, действий по их умышленному ухудшению не совершал, имеет необходимый стаж работы в органах исполнения наказаний, в связи с чем имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Решение по делу обжаловано представителем УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Васильевым А.Г., который просил решение отменить и вынести новое решение об отказе в иске по тем основаниям, что нуждаемость Федорова Г.А. в улучшении жилищных условий не подтверждается представленными им документами; после 1 июля года, предшествующего планируемому, а равно и после утверждения сводного списка желающих получить государственный жилищный сертификат, включение в него других граждан не допускается.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Васильевой Т.С., поддержавшей апелляционную жалобу, Федорова Г.А. и его представителя Рыбакову Н.В., просивших оставить решение без изменения, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", задачами которой являются предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно п. 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года №287 для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.

Из материалов дела следует, что Федоров Г.А. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - ФКУ ИК-... УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, откуда был уволен ... по пункту «б» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по достижении предельного возраста. Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет ... лет ... месяцев ... дней. В списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в ФКУ ИК-... УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Федоров Г.А. состоял с 29 октября 2002 года с составом семьи из 3 человек.

На основании рапорта истца решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-... УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии от 16 мая 2011 года ему отказано во включении в список очередников, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, а решением той же комиссии от 07 июля 2011 года Федоров Г.А. исключен из очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с п.п. «г» пункта 20 Правил.

Указанные решения были обоснованы тем, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, а также невозможностью объективно оценить жилищные условия истца исходя из представленных им документов.

Действительно, в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Между тем, из материалов дела следует, что Федоров Г.А. вместе со своим несовершеннолетним ... зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи собственника жилого помещения по адресу: ... , где на них приходится ... кв. метров общей площади. Супруга истца зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес .1.>, где на нее приходится ... кв. метров общей площади.

Таким образом, на каждого члена семьи Федорова Г.А. приходится по ... кв. метров общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы 14 кв. метров, установленной по г.Цивильск, где состоит на учете Федоров Г.А. по месту своей службы.

При этом доказательств, свидетельствующих о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, в материалах дела не имеется.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что Федоров Г.А. является нуждающимся в жилых помещениях и имеет право на получение в установленном порядке государственного жилищного сертификата, а также о незаконности оспариваемых решений жилищно-бытовой комиссии, следует признать соответствующими обстоятельствам дела и требованиям норм материального права.

Действительно, согласно п.26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

Между тем, указанное ограничение не должно распространяться на случаи, когда включение граждан в указанный список происходит на основании решения суда, признавшего незаконным отказ уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.

Иное понимание закона может привести к неоправданному ограничению права гражданина на судебную защиту, гарантированную ему ст.46 Конституции РФ, включающую и право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения содержащихся в апелляционной жалобе требований об отмене постановленного по делу решения по приведенным в жалобе доводам.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Управления Федеральной Службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике - Чувашии на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 03 апреля 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1851/2012
Принявший орган: Верховный Суд Чувашской Республики
Дата принятия: 13 июня 2012

Поиск в тексте