ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2012 года Дело N 44-г-2/2012

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г. Чебоксары 23 марта 2012 года

Президиум Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Бельцовой В.В., членов Кошкина А.Ю., Филиппова Н.К., Ванямова Н.Я., Савинкина А.В., Васильева С.Г. при секретаре Фадеевой И.Г. рассмотрел гражданское дело по иску Самоварова О.Г. к Министерству о зачете периода прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении, поступившее по кассационной жалобе Самоварова О.Г. и переданное для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции на основании определения судьи Верховного Суда Чувашской Республики Дымич В.П. от 15 марта 2012 года.

Заслушав доклад судьи Дымич В.П., объяснения истца Самоварова О.Г., представителя ответчика Васильева Р.Н., президиум

у с т а н о в и л:

С ....... года по настоящее время Самоваров О.Г. проходит службу в Министерстве.

Самоваров О.Г. с учетом уточнений обратился в суд с иском к Министерству о признании незаконным решения Центра пенсионного обслуживания Министерства от ....... года за №....... и возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении за период с 05 марта 1994 года по 20 ноября 1994 года, с 21 ноября 1994 года по 21 апреля 1995 года и с 22 апреля 1995 года по 05 мая 1995 года как один месяц службы за три месяца.

Его требования обоснованы тем, что с 24 декабря 1993 года по 06 мая 1995 года он проходил срочную службу в рядах Российской Армии. При этом в период с 05 марта по 20 ноября 1994 года, с 22 апреля 1995 года по 05 мая 1995 года выполнял специальные задачи на территории вооруженного конфликта в Северной Осетии, с 21 ноября 1994 года по 21 апреля 1995 года - в Чеченской Республике в "должности".

Письмом Министерства № ....... от ....... года ему отказано в зачете указанных спорных периодов военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца со ссылкой на Постановление Правительства РФ № 941 от 23 сентября 1993 года.

Самоваров О.Г. не согласен с указанным решением ответчика, считает его незаконным.

В судебном заседании истец Самоваров О.Г. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства Васильев Р.Н. исковые требования не признал.

Третье лицо - ОВД по ....... району Чувашской Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 октября 2011 года постановлено обязать Министерство зачесть Самоварову О.Г. в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет периода прохождения военной службы по призыву с 5 марта 1994 г. по 20 ноября 1994 г., с 21 ноября 1994 г. по 21 апреля 1995 г., с 22 апреля 1995 г. по 5 мая 1995 г. в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 05 декабря 2011 года указанное решение отменено и принято новое решение, которым постановлено отказать Самоварову О.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству о признании незаконным решения Центра пенсионного обслуживания Министерства от ....... года за № ......., о возложении обязанности на Министерство зачесть Самоварову О.Г. в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет периодов прохождения военной службы по призыву с 05 марта 1994 года по 20 ноября 1994 года, с 21 ноября 1994 года по 21 апреля 1995 года, с 22 апреля 1995 года по 05 мая 1995 года в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене определения суда второй инстанции и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав стороны, президиум приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения по делу были допущены.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», частью 2 ст. 18 которого предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона.

Положения статьи 1 названного Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 не содержат указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 года 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Согласно ч.2 указанной статьи военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Пунктом 5 названного постановления предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Таким образом, военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов выполнения задач в условиях чрезвычайного положения военной службы по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, которые подлежат зачету в выслугу лет на льготных условиях.

Из материалов дела следует, что в графе 18. «Участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах» военного билета истца имеется запись о том, что он принимал участие в боевых действиях в р-не Республики Чечня с 21.11.94 г. по 21.04.95 г., удостоверенная подписью начальника штаба в/ч № .... полковника ФИО40, которая скреплена печатью. О прохождении истцом действительной военной службы в составе данной воинской части в группе специального назначения в Зоне чрезвычайного положения с 5.01.94 г. по 6.0595 г. свидетельствует также запись на листе 23 военного билета истца.

Из архивной справки Министерства внутренних дел Российской Федерации за № ....... от ....... года следует, что приказами командира войсковой части № .... в периоды прохождения военной службы по призыву с 05.031994 г. по 05.05.1995 г. "должность" Самоварову О.Г. выплачены дополнительные оклады по должностям. Личный состав войсковой части № .... в 1994-1995 годы привлекался к выполнению служебно-боевых задач в Республике Северная Осетия-Алания и Чеченской Республике.

Таким образом, на анализе приведенных документов судом первой инстанции достоверно установлен факт прохождения военной службы истцом в особых условиях.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о праве истца на зачет периода прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении за время прохождения службы в особых условиях в соответствии с ч. 2 указанной статьи за определенный период (но не весь спорный период) являются правильными. Вместе с тем, из анализа приведенных выше норм права следует, что зачету подлежит лишь период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Северной Осетии-Алании и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения. Как указано выше, в военном билете истца этот период составляет с 21.11.1994 г. по 21.04.1995 г.

При этом следует учесть, что вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне вооруженного конфликта 09 декабря 1994 г. пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и примыкающих к ней регионов Северного Кавказа». Это решение было подтверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике».

Следовательно, период службы истца в особых условиях (фактического участия в контртеррористических операциях) подлежит исчислению с 09.12.1994 г. по 21. 04. 1995 г.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме, суд второй инстанции исходил из того, что, несмотря на записи в военном билете истца о прохождении им военной службы по призыву в группе специального назначения в зоне чрезвычайного положения в спорные периоды, а также записи о его участии в боевых действия в районе Республики Чечня с 21 ноября 1994 года по 21 апреля 1995 года, в нем отсутствуют сведения об издании приказа (распоряжения) командира (начальника) войсковой части № .... о зачете указанного периода службы по призыву в выслугу лет в льготном исчислении. По данным архивной справки Центрального архива внутренних войск МВД РФ от ....... г., личный состав войсковой части № .... в 1994-1995 годы привлекался к выполнению служебно-боевых задач в Республике Северная Осетия-Алания и Чеченской Республике, имеются приказы командира войсковой части № .... о выплате истцу дополнительных окладов по должности. Однако иных сведений о выполнении истцом служебно-боевых задач в документах войсковой части не обнаружено.

При этом суд второй инстанции руководствовался п. 5 Приложения №2 Приказа Министра обороны РФ от 04 января 1996 года №9 о том, что военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта настоящего Приказа (солдаты, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву), засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

Ввиду отсутствия приказа командира (начальника) войсковой части по включению спорных периодов службы истца по призыву в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях как периодов фактического участия истца в контртеррористических операциях, суд второй инстанции признал, что решение Центра пенсионного обслуживания Министерства по отказу включить периоды военной службы истца по призыву в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии является законным.

Однако судом при этом не было учтено, что истцу отказано во включении спорных периодов службы истца в выслугу лет по иным основаниям, а не ввиду отсутствия соответствующего приказа. Кроме того, приведенное выше Приложение № 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 04 января 1996 г. № 9, требующее издание приказа командиров (начальников) войсковых частей о включении военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в выслугу лет для назначения пенсий в льготном исчислении, было принято уже после того, как 06 мая 1995 г. истец был уволен с действительной военной службы в запас. Следовательно, при разрешении спора данное Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации не подлежало применению. Достаточно было достоверно установить в судебном заседании факт выполнения истцом задач в условиях чрезвычайного положения и периоды выполнения этих задач, что и было сделано судом первой инстанции.

Вместе с тем, выводы суда второй инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих факт выполнения истцом задач в условиях чрезвычайного положения в другие спорные периоды, являются правильными.

Таким образом, неправильное применение норм материального права судом второй инстанции повлияло на исход дела и нарушило право истца на частичное удовлетворение заявленных им требований.

В силу изложенного определение суда второй инстанции подлежит частичной отмене.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 05 декабря 2011 года в части отказа Самоварову О.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству о признании незаконным решения Центра пенсионного обслуживания Министерства от ....... года за № ......., о возложении обязанности на Министерство зачесть Самоварову О.Г. в выслугу лет для назначении пенсии за выслугу лет периодов прохождения военной службы по призыву с 09 декабря 1994 года по 21 апреля 1995 года в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.

Оставить без изменения решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 октября 2011 года в части возложения на Министерство обязанности зачесть Самоварову О.Г. в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет периода прохождения военной службы по призыву в период с 09 декабря 1994 года по 21 апреля 1995 года в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.

Председательствующий В.В. Бельцова

Копия верна: судья В.П. Дымич

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка