СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2011 года Дело N 33-996/2011

21 марта 2011 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Лысенина Н.П., судей Севастьяновой Н.Ю., Блиновой М.А., при секретаре Мордвинове Е.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Павлова Н.Н. к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией, поступившее по кассационной жалобе представителя истца Павлова Н.Н. - Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 14 февраля 2011 года, которым постановлено:

- в удовлетворении исковых требований Павлова Н.Н. к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года в сумме ... руб. ... коп., за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года в сумме ... руб. ... коп., взыскании расходов на представителя, отказать.

Заслушав доклад судьи Севастьяновой Н.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Павлов Н.Н. в лице представителя Аркадьева В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией, в частности просит:

- возложить на Военный комиссариат Чувашской Республики обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии;

- взыскать с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года в сумме ... руб. ... коп., за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года в сумме ... руб. ... коп., расходы на представителя в размере ... руб.

Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики. Из средств массовой информации ему стало известно о недоплате пенсии военным комиссариатом Чувашской Республики. Ответчиком нарушены положения п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1"О статусе военнослужащих", согласно которым оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. В нарушение п.2 ст. 12 названного Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 до 01 апреля 1993 года истцу начислялась пенсия без учета указанных требований. Из справки, предоставленной военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01 февраля 1993 года до 01 апреля 1993 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада. Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся до 01 апреля 1993 года.

Аналогичное требование федерального законодательства об исчислении пенсии с учетом того, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям содержались также в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 М82-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1. С 01 июля 1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года N72. Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года №ВКПИ 99-18 п.2 постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 признан не соответствующим абз. 2 п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Из справки, предоставленной военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01 января 1999 года до 01 июля 1999 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада. Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01 января 1999 года до 01 июля 1999 года.

Невыплата в установленном федеральным законодательством размере пенсии существенно затронула имущественные права военных пенсионеров. Право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере должно быть восстановлено в полном объеме с учетом потери покупательной способности денег в результате инфляции. Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст. 15 ГК РФ должны быть полностью компенсированы. Согласно статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Кроме того, истцом понесены расходы по оплате услуг представителя.

В судебное заседание истец Павлов Н.Н. не явился, представитель истца Аркадьев В.И., действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Харченко Т.Н., действующая по доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

По делу постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Павлова Н.Н. - Аркадьевым В.И. по мотивам незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

В соответствии с п.1 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных надбавок (далее - надбавки) и других дополнительных денежных выплат (далее - выплаты).

В п.2 ст.12 названного Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Из анализа приведенных норм права следует, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. При этом установление данных окладов находится в компетенции Правительства РФ.

В спорный период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года оклады по воинским званиям определялись в соответствие с постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года № 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты". Указанное постановление введено в действие с 01 января 1993 года и признано утратившим свою силу с 01 апреля 1993 года постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел".

Названным постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года № 65 установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению N 7. Иные оклады в указанный спорный период Правительством РФ не устанавливались.

Таким образом, Правительством РФ с 01 января 1993 года установлены оклады по воинским званиям военнослужащих, а воинские должностные оклады не устанавливались и не увеличивались.

Кроме того, на момент принятия Правительством РФ постановления от 27 января 1993 года № 65 положения п.2 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", на которые ссылается истец, еще не действовали, поскольку закон был опубликован в "..." только 9 февраля 1993 года.

Повышение должностных окладов лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в соответствии с положениями п.2 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" были произведено только с принятием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340.

Так, согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340 должностные оклады лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, были повышены в 1,9 раза, а размер окладов по званию был повышен в соответствии с приложением №2 к указанному постановлению. В связи с этим истцу была пересмотрена пенсия и установлен оклад по должности в ... руб., по званию ... руб.

При таких обстоятельствах в спорный период с 01 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года Правительство РФ не производило повышение воинских должностных окладов, соответственно исковые требования о произведении перерасчета пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный спорный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.

27 мая 1998 года был принят Федеральный закон №76-ФЗ «О статусе военнослужащих", согласно абзацу первому пункта 2 статьи 12 которого размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Абзацем вторым этого же пункта также предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Указанный абзац 2 п.2 ст.12 Федерального закона №76-ФЗ исключен с 01 июля 2000 года ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда". Федеральным законом от 7 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" п.2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 июля 2002 года.

Следовательно, в спорный период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года действовали положения абзаца 2 п.2 ст.12 Федерального закона №76-ФЗ, предусматривающие, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24.12.1998 года N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Правительству РФ поручалось повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.

Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительством РФ принято постановление от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции", которым с 1 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1.

Решением ВК Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638.

Вместе с тем за период с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года Правительством РФ других постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено постановлениями Правительства РФ от 19 января 1999 г. N 72 и от 14 сентября 2000 года, не выплачивались.

Как следует из материалов дела, истцу пенсия была рассчитана исходя из оклада по воинской должности и по воинскому званию, установленных в спорный период постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, от 14 сентября 2000 года № 680.

Поскольку Правительство РФ не принимало иных постановлений об установлении или повышении окладов военнослужащих за спорный период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, требования истца о произведении перерасчета пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный спорный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.

В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку установление военнослужащим размеров окладов по должностям и по воинским званиям отнесено законодателем к исключительной компетенции Правительства РФ (абзац первый пункта 2 статьи 12 Федерального закона №76-ФЗ), пенсионный орган не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, вследствие этого отсутствует вина Военного комиссариата Чувашской Республики в не произведении перерасчета пенсии, что в силу ст.58 названного Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушении норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Кассационную жалобу представителя истца Павлова Н.Н. - Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 14 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка