СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 ноября 2011 года Дело N 33-4018/2011

7 ноября 2011 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Лысенина Н.П.,

судей Комиссаровой Л.К., Савельевой Г.В.,

при секретаре Кирилловой Л.В.,

с участием прокурора Власовой Ю.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах Возгаловой Г.Ф. к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по проведению капитального ремонта кровли жилого дома,

поступившее по кассационному представлению старшего помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Чебоксары винтересах Возгаловой Г.Ф. о возложении на администрацию городаЧебоксары обязанности по проведению капитального ремонта кровли жилого домаотказать.

Заслушав доклад судьи Комиссаровой Л.К., судебная коллегия

установила:

Прокурор, реализуя предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском в защиту жилищных прав Возгаловой Г.Ф., указав в исковом заявлении, что жилой дом  ...  является объектом муниципальной собственности. Названный дом построен в 1954 году, перегородки в доме деревянные, отопление печное газовое. В указанном доме истица является нанимателем квартиры №. По договору управления многоквартирным домом от 01 января 2009 года, заключенному от имени собственника МУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары», данный жилой дом передан в управление управляющей компании ООО Б.. Результаты комиссионного обследования, проведенного в рамках прокурорской проверки с участием представителей Государственной жилищной инспекции ЧР, управляющей организации ООО Б., Управления ЖКХ администрации г. Чебоксары, отдела ЖКХ администрации Ленинского района г. Чебоксары, МУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта кровельного покрытия дома. По условиям договора найма жилого помещения, заключенного с истицей, обязанность по осуществлению капитального ремонта возложена на наймодателя. Однако ответчик не исполняет возложенные на него обязанности, что, по мнению прокурора, является основанием для судебной защиты нарушенного права, в связи с чем прокурор просил обязать администрацию города Чебоксары произвести капитальный ремонт кровельного покрытия жилого дома  ...  в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании прокурор данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на собственника муниципального жилищного фонда, выступающего наймодателем, т.е. на администрацию города Чебоксары.

Истица Возгалова Г.Ф. в судебном заседании иск поддержала, пояснив суду, что она проживает в квартире  ...  на условиях договора социального найма. В данном доме требуется ремонт кровли. После возбуждения дела в суде был проведен осмотр кровли, однако к работе по ремонту пока не приступили.

Матвеева М.Д., представляющая интересы администрации г.Чебоксары, иск не признала, пояснив, что муниципальное образование в данном споре не является надлежащим ответчиком, поскольку все функции, связанные с исполнением обязательств по договорам социального найма, включая обязанность по проведению капитального ремонта жилых домов и помещений муниципального жилищного фонда, исполняет МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары», являющееся самостоятельным юридическим лицом.

МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары», ООО Б., Роспотребнадзор по Чувашской Республике, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.

Государственная жилищная инспекция по Чувашской Республике обратилось сзаявлением рассмотреть дело без участия их представителя.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное старшим помощником прокурора Ленинского района г. Чебоксары ФИО1 по мотиву незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора Власову Ю.М., поддержавшую представление, объяснения представителя ответчика Матвеевой М.Д., возражавшей против представления, обсудив доводы кассационного представления, проверив решение в пределах этих доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что жилые помещения государственного и муниципального жилого фонда предоставляются для проживания гражданам по договору социального найма, что следует из ст. 60 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину(нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.

Из приведенного определения договора социального найма жилого помещения, следует, что наймодателем по договору социального найма может выступать собственник соответствующего жилого помещения либо управомоченное им лицо.

В соответствии с правами и обязанностями сторон по договору социального найма жилого помещения, закрепленными в ст. ст. 65 - 69 ЖК РФ, наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Обязанности наймодателя по капитальному ремонту жилого помещения предусмотрены и в Типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя(ч. 2 ст. 66 ЖК РФ).

Из установленных судом обстоятельств следует, что истица пользуется жилым помещением в доме  ...  на основании договора социального найма. Согласно п.5 названного договора, обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на наймодателя, функции которого на тот момент исполняло МУП «ЛРУ ЖКХ».

Согласно постановлению администрации города Чебоксары от 21 января 2009 г. № 14 «О договорах социального наймах и договорах найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда города Чебоксары», уполномоченным органом местного самоуправления, выступающим от имени собственника муниципального жилищного фонда - наймодателем выступает муниципальное учреждение «Управление жилищным фондом города Чебоксары» (п.1).

В соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 22 марта 2011 г. № 65 « О создании муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» данное бюджетное учреждение создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» с сохранением его основных целей деятельности.

Из Устава муниципального учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» (п. п. 2.2.6, 2.2.7, 2.2.9) следует, что названное муниципальное учреждение исполняет функции по управлению муниципальным жилищным фондом, осуществляет полномочия собственника в отношении названного муниципального имущества, в том числе, контроль за техническим состоянием сохранностью этого имущества, за проведением капитального и текущего ремонта. Согласно п. 4.4. названного Устава, ответственность за неисполнение договорных обязательств несет Управление жилищным фондом города Чебоксары.

Судом первой инстанции установлено, что наймодателем жилых помещений по договорам социального найма в г. Чебоксары в настоящее время выступает Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищным фондом города Чебоксары», которое также является - правопреемником МУП «ЛРУ ЖКХ» по ранее заключенным договорам.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что бремя содержания жилого дома  ...  несет МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» и в силу приведенных нормативных предписаний и договорных обязательств именно оно может быть привлечено в данном случае к ответственности за неисполнение обязательств по поддержанию жилых домов муниципального фонда в надлежащем состоянии.

Данный вывод суда не противоречит доводу прокурора о том, что, исходя из содержания ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как видно из материалов дела, в рамках исполнения обязанностей собственника по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда Администрация города Чебоксары в пределах своих полномочий приняла решение о капитальном ремонте кровли вышеуказанного жилого дома, включила жилой дом  ...  в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту кровли в 2011 году. В соответствии с распоряжением №1821-р от 21.07.2011 г. главы Администрации города Чебоксары выделенные в соответствии с решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2010 г. №59 денежные средства в размере  ...  руб. МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» обязано направить в 2011 году, в том числе, на ремонт кровли вышеуказанного жилого дома.

МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» в соответствии с п.2.2.5 Устава осуществляет организацию аукционов и конкурсов в соответствии с действующим законодательством, а также контроль за проведением капитального и текущего ремонта жилищного фонда города Чебоксары(п.2.2.7).

Из представленных суду доказательств следует, что во исполнение возложенных на него Администрацией города Чебоксары обязательств МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» был заключен муниципальный контракт №037, в соответствии с которым выполняются работы по ремонту кровли вышеуказанного жилого дома.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения обязанности по проведению капитального ремонта кровли дома  ...  на Администрацию города Чебоксары.

Приведенные в представлении прокурора доводы выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по капитальному ремонту жилого дома непосредственно на собственника жилого помещения, а не на управомоченное им лицо(наймодателя), в данном случае не имеется. Как видно из дела, МБУ «Управление жилищным фондом» было наделено как полномочиями, так и денежными средствами для осуществления капитального ремонта кровли жилого дома, и фактически приступило к выполнению этих работ.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационного представления прокурора не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационное представление старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 октября 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка