СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 ноября 2011 года Дело N 33-4050/2011

02 ноября 2011 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Блиновой М.А., Нестеровой Л.В., при секретаре Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева А.А. к администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, поступившее по кассационной жалобе Андреева А.А. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 сентября 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Андреева А.А. к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Андреев А.А. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Исковые требования мотивировал тем, что отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает льготами и компенсациями, установленными законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», состоял на учете на получения жилья в администрации Янтиковского района. В 2007 году обращался в администрацию Янтиковского района по вопросу обеспечения его жильем, где ему посоветовали сняться с регистрационного учета в  ...  и зарегистрироваться по месту жительства жены в Урмарском районе для участия в программе «Молодая семья». 10 сентября 2007 года он снялся с регистрационного учета в  ... , и зарегистрировался по месту жительства жены по адресу:  ...  Однако, жилое помещение по программе «Молодая семья» так и не получил. Все это время они с супругой работали в  ...  и проживали на съемных квартирах. 23 октября 2010 года он встал на регистрационный учет по адресу: г ...  и в марте 2011 года обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, но получил отказ, мотивированный тем, что в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют лица из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, а на момент его обращения в администрацию Калининского района г. Чебоксары ему исполнилось 25 лет. Считает данный отказ незаконным, поскольку до настоящего времени он жильем в льготном порядке не беспечен.

В судебном заседании Андреев А.А. свое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.

Представитель администрации Калининского района г. Чебоксары Седлова В.Е. предъявленные истцом требования не признала, пояснив, что обязанность предоставить жилое помещение Андрееву А.А. лежит на администрации Янтиковского района, где он состоял на учете нуждающихся в жилье как сирота с 18 июля 2002 года. В администрацию Калининского района г.Чебоксары Андреев А.А. обратился с просьбой поставить его на учет на получение жилья в льготном порядке лишь в 2011 году, когда ему исполнилось 25 лет, в связи с чем у администрации Калининского района г.Чебоксары отсутствует обязанность по обеспечению его жильем во внеочередном порядке.

Представитель третьего лица администрации г. Чебоксары Павлова А.Н. заявление не признала, ссылаясь на обстоятельства, приведенные представителем администрации Калининского района г. Чебоксары, указав, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на администрации Янтиковского района Чувашской Республики.

Третье лицо Андреева О.В. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия. Будучи опрошенной в судебном заседании 23 мая 2011 года, требования мужа поддержала.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, администрации Янтиковского района Чувашской Республики, администрации  ...  сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики в судебное заседание не явились.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Андреевым А.А. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения Андреева А.А, Андреевой О.В., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Разрешая спор и постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и вынес обоснованное решение.

Как следует из материалов дела, Андреев А.А.,  ...  года рождения, родился  ...  В 1986 году его семья выехала для проживания за пределы Чувашской Республики - в  ... . Отец Андреева А.А. - А.Е. умер в  ...  году  ... . Его мать Н.В. решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 25 мая 2001 года признана безвестно отсутствующей.

Оставшись без попечения родителей, Андреев А.А. переехал для проживания к своему попечителю В.Е., проживающему в  ...  (постановление главы  ...  сельской администрации Янтиковского района от 10 мая 2001 года №9 об учреждении над ним попечительства) (л.д.26).

Из материалов дела следует, что Андреев А.А., находившись под попечительством В.Е, закрепленного жилого помещения не имел, и постановлением главы администрации Янтиковского района Чувашской Республики от 29 августа 2002 г. № 308 был принят на учет для получения жилья со дня подачи заявления - с 18.07.2002 г. как сирота, проживающий в  ... . (л.д.78).

Как установлено судом, администрация Янтиковского района передала список лиц, состоящих на учете на получение жилой площади,  ...  сельскому поселению.

Из справки главы администрации  ...  сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики от 18 февраля 2011 года №380, следует, что Андреев А.А. с 18 июля 2002 года был поставлен в очереди для улучшения жилищных условий под номером 216. (л.д.31)

Из письма и.о. обязанности главы администрации Янтиковского района Чувашской Республики от 27.07.2011 года следует, что постановление главы Янтиковского района о снятии Андреева А.А. с учета для получения жилья и улучшения жилищных условий не издавалось.

Судом также установлено, что 23 октября 2010 года Андреев А.А. зарегистрировался в  ... , и 22 марта 2011 года обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей, для получения жилья во внеочередном порядке. К моменту обращения с таким заявлением в администрацию Калининского района гор.Чебоксары Андреев А.А. достиг возраста 25 лет. Письмом от 28 марта 2011 года администрацией Калининского района г.Чебоксары ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, поскольку на момент обращения и регистрации в г.Чебоксары он достиг возраста 25 лет, в связи с чем не может быть обеспечен жильем в льготном порядке данным органом местного самоуправления.

Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 08.02.98г., 07.08.00г., 08.04.02г., 10.01.03г., 22.08.04 г. и 17.12.2009 г.)

Статья 1 данного Федерального закона определяет, что детьми-сиротами являются - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики №48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (с последующими изменениями). Пунктом 10 ст.6 названного закона определено, что лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Закон Чувашской Республики № 42 «О регулировании жилищных отношений устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда Чувашской Республики по договорам социального найма гражданам, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в жилье по месту их жительства. Статьей 4 Закона определено, что в случаях и в порядке, установленном законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Администрация города Чебоксары 14 декабря 2005 года приняла постановление № 288 «Об утверждении Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары», которое определяет порядок реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары путем принятия на учет для получения жилых помещений по месту жительства в гор.Чебоксары.

В соответствии с разделом 4 указанного Положения вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Чебоксары, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, законодательство Чувашской Республики не определяет иного порядка предоставления указанной категории граждан жилья.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из анализа выше приведенного законодательства следует, что в Чувашской Республике постановка на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении и предоставление им жилья по договору социального найма предусмотрены по окончании их пребывания на воспитании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у попечителя, а также в случае, когда эти лица в силу соответствующих обстоятельств не подлежат вселению в сохраненное за ними ранее жилое помещение.

На основе анализа действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в своем ответе администрация Калининского района гор.Чебоксары, не отрицая наличия у Андреева А.А. права на получение жилого помещения в льготном порядке, правильно указала на отсутствие у него права на получение жилого помещения на территории г.Чебоксары, т.к. обязанность по предоставлению ему жилья в льготном порядке у администрации Калининского района гор.Чебоксары не возникла.

Как уже указывалось выше, Андреев А.А., проживая в Янтиковском районе, с 18 июля 2002 года состоял на учете на получение жилья в льготном порядке в администрации Янтиковского района, в связи с чем обязанность по обеспечению его жилым помещением в льготном порядке возникла у администрации Янтиковского района. Как установил суд, постановление о снятии Андреева А.А. с учета для получения жилья в данном органе местного самоуправления не издавалось. В то же время после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также после пребывания у попечителя Андреев А.А. для проживания в г.Чебоксары не прибывал и в г.Чебоксары на постоянное место жительства не возвращался, с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обращался, т.к. в данном населенном пункте никогда не проживал, а с заявлением о предоставлении ему жилого помещения обратился лишь по истечении 23-летнего возраста, определенного для лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в целях определения их статуса в качестве названных лиц.

При таких данных, принимая во внимание то, что Андреев А.А. не имеет постоянного места жительства в г. Чебоксары, а имеет лишь регистрацию в доме своих знакомых, в который никогда не вселялся и в нем не проживал, вывод суда о том, что не имеется оснований для обеспечения истца жильем в г. Чебоксары является правильным, т.к. в данном случае возлагать обязанность по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории другого муниципального образования суд не вправе, поскольку компетенция органов местного самоуправления Янтиковского района не распространяется на территорию г.Чебоксары.

Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и не содержат оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ к отмене решения суда. По существу доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию закона, что не может являться основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу Андреева А.А. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 16 сентября 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка