• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 14 марта 2012 года Дело N 33-690/2012
 

14 марта 2012 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В., при секретаре судебного заседания Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Спиридонова А.Ю. к администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для внеочередного предоставления жилья, поступившее по апелляционной жалобе администрации Калининского района г. Чебоксары на решение Калининского районного суда г.Чебоксары от 11 января 2012 года, которым постановлено:

Обязать администрацию Калининского района г. Чебоксары принять Спиридонова А.Ю., имеющего статус сироты, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии для внеочередного предоставления жилого помещения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Спиридонов А.Ю. изначально обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

После уточнений исковых требований, Спиридонов А.Ю. просил возложить обязанность на администрацию Калининского района г. Чебоксары принять его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди сироты для внеочередного предоставления жилья по договору социального найма (л.д.39-40).

Исковые требования мотивировал тем, что 27 июня 2011 года администрация Калининского района г. Чебоксары сообщила, что не имеет возможности принять его на учет для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на то, что постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 07 июня 2006 года № 635 за ним закреплено право проживания в ... . Считает данный отказ неправомерным, т.к. за ним закреплено право проживания в квартире общей площадью ... кв.м., состоящей из жилой комнаты площадью ... кв.м., в которой кроме него проживает его брат Спиридонов С.Н. и временно зарегистрированы жена брата и их сын. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, на положения Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», ст. 51 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просил удовлетворить его исковые требования.

В судебном заседании истец Спиридонов А.Ю. и его представитель Зайцева И.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям и вновь привели их суду, пояснив, что обеспеченность истца жилой площадью в закрепленном за ним жилом помещении составляет менее учетной нормы.

Представитель администрации Калининского района г. Чебоксары Евдокимова Т.В. иск не признала, ссылаясь на то, что статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает внеочередное предоставление жилья данной категории граждан лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, а поскольку у истца имеется закрепленное за ним жилое помещение, то на администрацию не может быть возложена обязанность по постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях и по обеспечению его жилым помещением во внеочередном порядке.

Представитель третьего лица администрации г. Чебоксары Павлова А.Н. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, приведенным представителем администрации Калининского района г. Чебоксары.

Третьи лица Спиридонов С.Н. и Кузьмина Л.Г., действующая в интересах малолетнего Р.С., в судебное заседание не явились, представив письменные заявления о рассмотрении дела без их участия.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное администрацией Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения Спиридонова А.Ю. и его представителя Зайцевой И.А., судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Разрешая спор и постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и вынес обоснованное решение.

Как следует из материалов дела, Спиридонов А.Ю., ... года рождения, родился в ... . Согласно справки о рождении №294-с, выданной ЗАГСом г. Чебоксары, сведения об отце истца внесены в запись акта о рождении Спиридонова А.Ю. на основании заявления матери ребенка. Его мать Е.П. умерла ...

Оставшемуся без попечения родителей Спиридонову А.Ю. постановлением администрации Калининского района гор.Чебоксары №685 от 7 июня 2006 года был назначен попечитель - его брат Спиридонов С.Н.. Этим же постановлением за Спиридоновым А.Ю. закреплено право проживания в ... (л.д.7).

Как установлено судом, администрация Калининского района г. Чебоксары письмом от 04 апреля 2011 г. отказала Спиридонову А.Ю. в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, а письмом от 27.06.2011 г. сообщила, что он не может быть поставлен на учет для внеочередного получения жилья в связи с тем, что имеет закрепленное жилое помещение (л.д.5-6).

Как также следует из материалов дела, постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 07 декабря 2011 года истец Спиридонов А.Ю. признан малоимущим и поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма. (л.д.46).

Судом также установлено, что Спиридонов А.Ю. зарегистрирован в муниципальной квартире жилой площадью ... кв.м., общей площадью ... кв.м., где кроме него право пользования имеет его брат Спиридонов С.Н.

В обоснование своих требований Спиридонов А.Ю. ссылается как на положения ст.8 Закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями), так и на положения Жилищного кодекса РФ, указывая, что он в закрепленном за ним жилом помещении обеспечен общей жилой площадью менее учетной нормы.

Действительно, абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, правовым регулированием жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с данной нормой Федерального закона является факт отсутствия у названных лиц закрепленного жилья.

В соответствии со ст.5 названного Федерального закона финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Федеральным законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, и лица названной категории граждан подлежат обеспечению жильем во внеочередном порядке в качестве «иной категории граждан», указанной в ч.3 ст. 49 ЖК РФ и в п. 3 ч.1 ст.11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» в государственном жилищном фонде за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (ч.1 данной статьи).

Вместе с тем, частью 2 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на учете на получение жилья по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В данном конкретном случае, Спиридонов А.Ю. обеспечен жилой площадью ниже учетной нормы. В связи с чем он, как обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы, вправе состоять на учете на получение жилья в муниципальном жилищном фонде в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ в случае признания его малоимущим.

Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления Спиридонов А.Ю. признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в общем порядке, т.е. по общим нормам Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем, пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает льготное предоставление жилья данной категории граждан во внеочередном порядке: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом Жилищный кодекс РФ не предъявляет к данной категории лиц такого условия в качестве обязательного, как отсутствие у них закрепленного жилья.

Постановлением главы администрации г.Чебоксары №129 от 15 апреля 2005 года установлены учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека и норма предоставления по договору социального найма - от 16,0 кв. м до 18,0 кв. м.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7 ст.52 ЖК РФ).

Граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам ч.12, ч.13 ст.4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений».

В соответствии с Положением «О порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары», утвержденным постановлением главы г.Чебоксары №288 от 14 декабря 2005 года, учет малоимущих нуждающихся граждан ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений.

В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что Спиридонов А.Ю. вправе состоять на учете на получение жилья во внеочередном порядке в соответствии с указанной нормой Жилищного кодекса РФ (ст.57 ч.2 п.2), т.е. в муниципальном жилищном фонде, является правильным.

Правовая позиция по данному вопросу также изложена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", которая также была учтена судом первой инстанции при разрешении настоящего спора.

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, поскольку доводы жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Апелляционную жалобу администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-690/2012
Принявший орган: Верховный Суд Чувашской Республики
Дата принятия: 14 марта 2012

Поиск в тексте