СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2012 года Дело N 33-712/2012

14 марта 2012 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Евлогиевой Т.Н.,

судей Блиновой М.А., Юркиной И.В.,

при секретаре Поликарповой В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Батыревского района Чувашской Республики, действующего в интересах Васильевой В.В., к администрации  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, поступившее по апелляционному представлению помощника прокурора Батыревского района Чувашской Республики Кудряшовой Е.В. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 27 декабря 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Батыревского района Чувашской Республики, действующего в интересах Васильевой В.В., о возложении обязанности на администрацию  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики за счет средств Министерства финансов Чувашской Республики предоставить Васильевой В.В.,  ...  года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из одного человека на территории  ...  по установленным нормам действующего законодательства отказать.

Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Батыревского района Чувашской Республики, действующий в интересах Васильевой В.В., обратился в суд с иском (с учетом внесенных уточнений) к администрации  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Васильева В.В.,  ... , проживает в  ... , относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением главы Батыревского района Чувашской Республики от 14 марта 2006 года № 100 опекуном над несовершеннолетней Васильевой В.В. и ее родным братом А.В.,  ...  года рождения, назначена К.Н.,  ...  года рождения.

30 ноября 2009 года Васильева В.В. обратилась в администрацию

...  сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив необходимые документы.

16 декабря 2009 года постановлением главы администрации  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики № 183 было отложено рассмотрение заявления Васильевой В.В. в связи с вновь возникшими обстоятельствами. Однако впоследующем на основании представления, внесенного 28 февраля 2011 года прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики, главой  ...  сельского поселения принято постановление от 25 марта 2011 года № 26 о внесении изменений и дополнений в ранее принятое постановление от 16 декабря 2009 года № 183, согласно которому Васильева В.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения и включена в список граждан «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».

В нарушение требований действующего законодательства администрация  ...  сельского поселения в течение длительного времени не принимает меры, направленные на обеспечение Васильевой В.В. жилым помещением.

В судебном заседании помощник прокурора Батыревского района Чувашской Республики Кудряшова Е.В. исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержала по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании истица Васильева В.В. исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержала по доводам, изложенным в иске, и суду дополнила, что зарегистрирована по месту жительства тети К.Н., своего жилья не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика администрации  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Волков В.А. исковые требования не признал ввиду их необоснованности.

Представители ответчиков Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации Батыревского района Чувашской Республики Челыкова Т.Л. просила удовлетворить исковые требования.

Судом вынесено указанное выше решение, на которое помощником прокурора Батыревского района Чувашской Республики Кудряшовой Е.В. подано апелляционное представление на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив решение суда в пределах указанных доводов, выслушав объяснения прокурора Абросеева Р.В., поддержавшего апелляционное представление, объяснения истицы Васильевой В.В., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» установлено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты

подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям статьи 195 ГПК Российской Федерации.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Батыревского района Чувашской Республики, действующего в интересах Васильевой В.В., суд первой инстанции установил, что Васильева В.В. не обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения, так как не относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Васильева В.В. зарегистрирована по месту жительства своего опекуна А.Н., является членом ее семьи, в связи с чем имеет право пользования жилым помещением опекуна.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, находит его постановленным в отрыве от требований статьи 67 ГПК Российской Федерации о полном и всестороннем исследовании доказательств и их оценке в совокупности, так как судом не были оценены все представленные по делу доказательства.

Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, прокурор Батыревского района Чувашской Республики обосновал тем, что Васильева В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Из материалов дела усматривается, что истица Васильева В.В. родилась  ... , ее отцом является В.А., матерью - А.Ф.

Согласно приговору судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 сентября 1996 года В.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктами «г», «и» статьи 102 УК РФ к 13-ти годам лишения свободы, условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы 23 мая 2006 года.

Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 16 октября 2000 года А.Ф. была признана ограниченно дееспособной. Согласно свидетельству о смерти А.Ф. умерла  ... .

В связи с тем, что А.Ф. была признана ограниченно дееспособной, а В.А. находился в местах лишения свободы, постановлением главы Батыревского района Чувашской Республики от 14 марта 2006 года № 100 А.Н. назначена опекуном (попечителем) над несовершеннолетними Васильевой В.В.,  ...  года рождения, и А.Ф.,  ...  года рождения.

Из материалов дела следует, что после освобождения из мест лишения свободы в мае 2006 года В.А., являющийся отцом истицы, убыл в  ... .

В имеющемся в материалах дела нотариально удостоверенном заявлении В.А. от 05 декабря 2011 года указано, что он признает исковые требования о лишении его родительских прав в отношении детей Васильевой В.В. и В.А., так как в течение восемнадцати лет не оказывал материальной поддержки детям, здоровьем детей не интересовался. В.А. по настоящее время проживает в г. ... .

В материалах дела также имеется заключение органа опеки и попечительства администрации Батыревского района Чувашской Республики от 11 марта 2011 года № 53, согласно которому В.А. не принимал участия в воспитании и материальном обеспечении своих детей, связь с детьми не поддерживал. В связи с этим содержанием и воспитанием детей занимается опекун А.Н.

Изложенное свидетельствует о том, что истица Васильева В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать истицы была признана ограниченно дееспособной, а отец истицы, несмотря на его освобождение из мест лишения свободы в тот период, когда истице исполнилось 14 лет, стал проживать в  ... , воспитанием и материальным обеспечением истицы не занимался, то есть фактически уклонился от выполнения своих родительских обязанностей.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии спунктом 10 статьи 6 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (иные категории граждан).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Согласно части 2 статьи 12 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу части 4 статьи 12 названного законанорма предоставления жилого помещения по договору социального найма для указанной категории граждан составляет 33 кв. метров общей площади жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть

жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Вышеприведенные положения действующего законодательства в их совокупности гарантируют право граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма, при условии отсутствия у них закрепленного жилья.

Из материалов дела следует, что у истицы Васильевой В.В., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется закрепленного жилья. Тот факт, что Васильева В.В. зарегистрирована по месту жительства бывшего опекуна, не лишает ее права на жилье, поскольку она достигла совершеннолетия, в силу статей 36, 39, 40 Гражданского кодекса Российской Федерации под опекой или попечительством не состоит, жилья в собственности или постоянном пользовании не имеет.

В связи с этим истица Васильева В.В. обоснованно была поставлена в администрации  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30 ноября 2009 года. Тот факт, что впоследующем постановлением главы  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 26 декабря 2011 года № 95 Васильева В.В. исключена из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, правового значения для разрешения заявленного спора не имеет, так как совокупностью имеющихся в деле доказательств установлено право Васильевой В.В. на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с нуждаемостью. При этом реализация права указанной категории граждан на внеочередное предоставление жилья не ставится законодателем в зависимость от обстоятельства, состоит или не состоит лицо на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таком положении, когда истица Васильева В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, в связи с чем прекратилась опека, и у нее отсутствует закрепленное жилье, у Васильевой В.В. возникло право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оценив изложенные обстоятельства в совокупности, учитывая положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства дела установлены судом полно, для разрешения спора не требуется представление дополнительных доказательств, судебная коллегия выносит новое решение, которым удовлетворяет исковые требования прокурора в интересах Васильевой В.В.

Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Отменить решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 27 декабря 2011 года и вынести новое решение, которым возложить на администрацию  ...  сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики обязанность предоставить Васильевой В.В.,  ...  года рождения, на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в  ... , общей площадью не менее  ...  кв. м., за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка