• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 30 ноября 2011 года Дело N 33-4321/11
 

30 ноября 2011 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего Никифоровой Р.Ф.,

судей ЕмельяноваА.Н., Шумилова А.А.,

при секретаре Михайловой А.Л.,

при участии прокурора Власовой Ю.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (Минприроды Чувашии) об обязании принять меры по отчистке леса,

поступившее по кассационной жалобе ответчика Минприроды Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2011 года, которым постановлено:

Иск прокурора Калининского района г.Чебоксары удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в рамках охраны леса принять меры по очистке от захламления мусором и бытовыми отходами участка лесного фонда площадью 20,8387 га 1-8 выделов 57 квартала Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества.

Заслушав доклад судьи ЕмельяноваА.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор Калининского района г.Чебоксары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ к <Учреждение>, администрации г.Чебоксары об обязании принять меры по очистке лесного массива 57 квартала, прилегающего к ДК Тракторостроителей от бытовых отходов и мусора.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары по поручению прокуратуры Чувашской Республики в августе 2010 года проведена проверка сведений, изложенных в статье «Страшный лес» в газете «Чебоксарские новости» № от 17 июля 2010 года, в ходе которой установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в 57 квартале Карачуринского участкового лесничества. Указанный участок никем не используется, договор аренды, заключенный 17 марта 2009 года <Учреждение> с <ООО> решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 августа 2010 года признан недействительным. Дополнительными проверкам, проведенными с участием представителей администрации Калининского района г.Чебоксары, <МУ1>, Минприроды Чувашии, <МУ2>, произведен осмотр и фотографирование мест несанкционированного размещения отходов и установлено, что на территории лесного массива, расположенного за ДК Тракторостроителей (57 квартал) в районе просп.Тракторостроителей, ул.2-ая Бажова, ул.Ашмарина (ост.Обиково) захламлена бытовыми отходами и мусором.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены, на <Учреждение> и администрацию г.Чебоксары возложены обязанности принять меры по очистке от мусора и бытовых отходов лесного массива 57 квартала Карачуринского участкового лесничества опытного лесничества, прилегающего к дому культуры Тракторостроителей г.Чебоксары.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 09 марта 2011 года решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

После возвращения дела в районный суд на новое рассмотрение, указанные исковые требования прокурором были предъявлены только к Минприроды Чувашии, после неоднократного уточнения, прокурор окончательно просил возложить на ответчика обязанность принять меры в рамках охраны леса по очистке от захламления мусором и бытовыми отходами участка лесного фонда площадью 20,8387 га 57 квартала выделы 1-8 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества.

Дополнительно прокурор указал, что права на участок лесного фонда 57 квартала выделы 1-8 Карачуринского участкового лесничества Опытного лесничества площадью 20,8387 га <Учреждение> не передавались, указанный участок никому в пользование не передан, мероприятия по охране данного участка лесного фонда ни на кого не возлагались. Неисполнение ответчиком возложенных на него обязанностей влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Старший помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары АлександроваО.Н. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям. В объяснениях, данных суду первой инстанции, указала, что на территории лесного фонда Карачуринского участкового лесничества площадью 20,8387 га, выделы 1-8, имеется около 40 точечных скоплений бытовых отходов, а также отдельно лежащие отходы потребления. Захламление бытовыми отходами указанного лесного участка подтверждается материалами фотосъемки.

Представитель ответчика АфанасьевЮ.Г. исковые требования не признал. В объяснениях, данных в ходе судебного заседания, указал, что надлежащим ответчиком по делу является администрация г.Чебоксары, так как 57 квартал Карачуринского участкового лесничества входит в границы г. Чебоксары, обязанность по организации работы по охране и защите леса путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от захламления указанного участка должна быть возложена на органы местного самоуправления.

Третьи лица: <Учреждение>, администрация Калининского района г. Чебоксары, администрация г. Чебоксары и Федеральное агентство лесного хозяйства РФ своих представителей в судебное заседание не направили.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ответчиком Минприроды Чувашии по мотивам его незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Минприроды Чувашии АфанасьеваЮ.Г., поддержавшего жалобу, заслушав прокурора Власову Ю.М., полагавшей решение суда первой инстанции оставить в силе, а кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 10 августа, 04 октября 2010 года, 12 мая 2011 года прокуратурой Калининского района г.Чебоксары с участием представителей <МУ1>, <МУ2>, Минприроды Чувашии, администрации Калининского района г.Чебоксары, отдела муниципального земельного и лесного контроля Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары проведены проверки, которыми установлено захламление мусором и бытовыми отходами участка лесного массива за ДК Тракторостроителей (57 квартал).

Указанные обстоятельства подтверждаются также фототаблицой от 12 мая 2011 года №, составленной отделом муниципального земельного и лесного контроля Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 февраля 2008 года лесной участок с 1 по 126 кварталы Карачуринского лесничества находится в собственности Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть 1); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).

Согласно ст.55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (п.4 ч.1); правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.3).

В силу подп. «б» п.3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года №414, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (собственность Российской Федерации), осуществление полномочий по защите которых предано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Положениями ст.84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п.1 ч.1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч.1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2).

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №11 от 29 января 2007 года (действовавшем в период рассмотрения судом первой инстанции настоящего гражданского дела) предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: контролирует состояние, использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов на территории Чувашской Республики; исполняет функции организатора работ по использованию лесов, их охране, защите (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводству (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Аналогичные положения содержаться и Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №468 от 26 октября 2011 года, действующем в настоящее время.

С учетом установленных обстоятельств по делу, а также анализа приведенного законодательства, обязанность принять меры, направленные на очистку от захламления мусором и бытовыми отходами участка лесного фонда, по решению суда обоснованно возложена на Минприроды Чувашии, поскольку указанный участок лесного фонда находится в федеральной собственности, а согласно законодательству обязанность по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, находящихся в федеральной собственности на расположенных на территории Чувашской Республики возложена на соответствующий орган исполнительной власти Чувашской Республики, а именно на Минприроды Чувашии.

Доводы кассационной жалобы ответчика Минприроды Чувашии о том, что земельный участок, на котором расположены места скопления мусора и бытовых отходов находится на территории муниципального образования - г. Чебоксары, а потому обязанность по его очистке лежит на органах местного самоуправления, судебная коллегия во внимание не принимает по следующим основаниям.

Действительно согласно ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, но вместе с тем указанные нормы права являются общими и подлежат применению с учетом специальных норм, регулирующих спорные отношения с учетом специфики земельных участков (в данном случае лесные участки) и их принадлежности (в данном случае спорный земельный участок находится в федеральной собственности), согласно же специальных норм, подлежащих применению в данном случае, а именно п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, обязанность по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не на органы местного самоуправления.

Доводы кассационной жалобы о том, что средства федерального бюджета, предоставленные бюджету Чувашской Республики в 2011 году на осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов освоены в полном объеме, а также об отсутствии финансирования за счет федерального бюджета для осуществления таких мероприятий на 2012 года, не имеют по данному делу правового значения.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследован факт возможности осуществления заготовки древесины на спорном лесном участке, а предоставление лесного участка для осуществления этой деятельности производится одновременно с возложением на пользователя этим земельным участком обязанности по охране, защите и воспроизводству леса на таких участках, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку при рассмотрении судом первой инстанции настоящего гражданского дела ни ответчиком, в полномочия которого входит предоставление этого участка физическим или юридическим лицам для тех или иных целей, ни другими лицами, участвующими в деле, не заявлялось, с представлением соответствующих доказательств, о выделении спорного участка лесного фонда для осуществления деятельности по заготовке древесины.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в основной их части были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Суд с обеспечением прав лиц участвующих в деле по представлению доказательств собрал и исследовал значительный объем доказательств, которые оценены в совокупности со всеми материалами дела в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации. Результаты оценки доказательств отражены в решении, оснований не согласиться с которой не имеется.

Доводы же кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе ответчика, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика Минприроды Чувашии, и, соответственно, для отмены оспариваемого им решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу ответчика Министерства Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-4321/11
Принявший орган: Верховный Суд Чувашской Республики
Дата принятия: 30 ноября 2011

Поиск в тексте