СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2012 года Дело N 33-110/12

г. Курск 24 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.,

судей Мухаметзяновой Н.И., Леонтьевой И.В.,

при секретаре Япринцевой Н.И.,

с участием прокурора Стародубцевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Сеймского административного округа  ...  в интересах Якимова А.М. к Комитету социального обеспечения  ...  о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди, обязании предоставления жилого помещения вне очереди, поступившее по кассационной жалобе Якимова А.М. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 1 декабря 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Сеймского административного округа  ...  в интересах Якимова А.М. обратился в суд с иском к Комитету социального обеспечения  ...  о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Якимов А.М.,  ...  года рождения, остался без попечения родителей, не имеет закреплённого за ним жилья. С  ...  по  ...  Якимов A.M. находился на полном государственном обеспечении в доме ребёнка №, куда поступил из детской больницы №  ... ; с  ...  по  ...  являлся воспитанником детского  ... ; с  ...  по  ...  находился в  ...  детском доме-интернате  ... ; с 1983 г. по 1989 г. обучался и воспитывался в  ...  школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с  ...  по  ...  обучался и находился на полном государственном обеспечении как сирота в Профессиональном училище №  ... .

Прокурор, полагая, что право Якимова A.M. на предоставление ему жилого помещения в нарушение закона своевременно не было реализовано, просил обязать Комитет социального обеспечения  ...  предоставить Якимову A.M. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории  ... , площадью не менее установленных норм, за счёт средств областного бюджета.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе Якимов A.M. просит отменить решение суда как незаконное.

В судебное заседание Якимов А.М., извещённый надлежащим образом о рассмотрении дела, не явился, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Комитета социального обеспечения  ...  Скрипченкова А.И., представителей третьих лиц Администрации  ...  ФИО1 и Управления по учёту и распределению жилья ФИО2, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Стародубцевой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Согласно п. 2 Правил предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений, находящихся в государственной собственности Курской области, по договору социального найма, утверждённых постановлением Администрации Курской области от 4 мая 2011 г. № 172-па, право на предоставление жилых помещений, находящихся в государственной собственности Курской области, по договору социального найма имеют являющиеся участниками областной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Администрации Курской области от 10.02.2011 г. № 46-па (далее - Программа):

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, у которых право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло в соответствующем финансовом году в период действия Программы;

граждане из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), государственные обязательства по обеспечению жильём которых возникли до начала реализации Программы.

Законом Курской области от 13.06.2007 г. № 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями возложена на органы государственной власти в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с федеральным законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Судом установлено, что Якимов A.M. родился  ...  и с  ...  находился на полном государственном обеспечении в различных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. В период с  ...  по  ...  обучался и находился на полном государственном обеспечении в Профессиональном училище №  ... . С  ...  Якимов A.M. зарегистрирован и проживает по адресу:  ...  (общежитие).

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что до 23-летнего возраста истец не был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, и на день обращения в суд ему исполнилось 38 лет. Обстоятельств, препятствующих Якимову A.M. своевременно обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке на такой учёт, не установлено.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и вышеприведённым нормам права.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Доводы кассационной жалобыо том, что истец имеет право на получение жилья по ранее действовавшему законодательству (ст. 37 ЖК РСФСР), несостоятельны.

Согласно ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Статьями 30, 31, 32 ЖК РСФСР предусматривалось ведение учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

Из содержания указанных норм права следует, что жилые помещения гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлялись при наступлении определённых обстоятельств и при условии, что они состояли на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Утверждение Якимова А.М. в кассационной жалобе о том, что суд не рассмотрел исковое требование о признании его лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в жилом помещении, необоснованно, так как указанное требование является по существу требованием о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди лицу, оставшемуся без попечения родителей, и это требование судом рассмотрено.

В связи с изложенным судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 1 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка