СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2011 года Дело N 33-14504

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе председательствующего Ракуновой Л.И.,

судей Красновой Н.В., Колесник Н.А.,

при секретаре Демидовой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2012 г. гражданское дело по иску Гурьева Андрея Анатольевича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии по кассационной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 09 декабря 2012 г.

Заслушав доклад судьи Красновой Н.В.,

объяснения представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области по доверенности Викторовой Н.В., Гурьева А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гурьев А.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области и просил обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии. В обоснование своих требований он ссылался на то, что согласно решению Подольского городского суда Московской области от 28.06.2011 г. ответчик обязан был назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости. Затем он обратился к ответчику с заявлением и просил произвести перерасчет его пенсии именно со стажевым коэффициентом 0,56, в чем ему было отказано в связи с тем, что на 01.01.2002 года не выполнено требование по продолжительности специального и общего стажа, указанные в п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С выводами ответчика он не согласен.

В судебном заседании истец свои требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что отказ применить стажевый коэффициент 0,56 основан на законе.

Решением суда иск удовлетворен, ответчик обязан произвести истцу перерасчет пенсии, а дополнительным решением того же суда от 26.04.2011 г. судом постановлено данный перерасчет произвести с применением стажевого коэффициента 0,56.

Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в кассационном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" настоящая жалоба рассматривается по правилам, действовавшим на день ее подачи.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене.

Основания для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке предусмотрены статьей 362 ГПК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.

Как усматривается из материалов дела, решением суда от 28.06.2011 г., вступившим в законную силу, ответчик обязан назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости, включит в его, истца, специальный стаж, несколько периодов работы по Списку № 1, дающих ему право на такое назначение пенсии.

05.09.2011 г. истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,56, в чем ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что у истца по состоянию на 01.01.2002 г. отсутствует полный требуемый стаж на соответствующих видах работ.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции применил положения статей 27 и 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. и указал, что они не содержат указаний и требований в качестве необходимого условия для исчисления стажевого коэффициента наличие специального и общего стажа по состоянию на 01.01.2002 г.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом допущено неправильное применение и толкование норм материального права.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Под установлением трудовой пенсии понимается ее назначение, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой (ст. 2).

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Пенсионные права, приобретенные гражданами до вступления в силу настоящего Федерального закона подлежат оценке по состоянию на 01.01.2002 г. путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который затем индексируется за период, начиная с 01.01.2002 г. до даты назначения пенсии в соответствии с нормами ст. 30 указанного Закона.

В соответствии с п. 3 ст. 30 этого же Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Следовательно, для того, чтобы применить порядок конвертации пенсионных прав застрахованного лица, указанный в абзаце 3 пункта 3 ст. 30 Закона, необходимо выполнение требований по продолжительности и общего трудового стажа, и стажа на соответствующих видах работ, предусмотренного в п.п. 1 п. 1 ст. 27 Закона, т.е. общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002 г. должен составлять не менее 20 лет, а стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 также на 01.01.2002 г. должен составлять не менее 10 лет.

Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 01.01.2002 г. общий трудовой стаж истца составляет 21 год 29 дней, а специальный стаж по Списку № 1 - 01 год 09 мес. 10 дней. С учетом этого при осуществлении конвертации пенсионных прав истца ответчик правомерно применил положения абз. 2 пункта 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которому для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности. Так как истец не имел такой продолжительности общего стажа на 01.01.2002 г., ответчик определил его расчетный размер трудовой пенсии в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона.

Судебная коллегия, не оспаривая право гражданина в соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных права выбрать вместо общего трудового стажа применение стажа на соответствующих видах работ, на что ссылался и суд первой инстанции, вместе с тем отмечает, что в этой же статье 30 имеется и специальная уточняющая норма, а именно п. 10, в соответствии с которым в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002 г., определенная в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1 настоящего Федерального закона. Указанную норму безосновательно не применил суд первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Таким образом, из содержания и смысла ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" следует, что при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. периоды работы после этой даты не могут быть приняты во внимание для определения стажевого коэффициента.

При таких обстоятельствах постановленное решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене. Поскольку в данном случае все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, отменяя судебное решение, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, разрешить спор по существу и постановить новое решение, которым истцу по изложенным выше основаниям в удовлетворении иска отказать.

Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст.ст. 199, 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Подольского городского суда Московской области от 09 декабря 2012 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым Гурьеву Андрею Анатольевичу в удовлетворении иска к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии с использованием стажевого коэффициента 0,56 отказать.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка