СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 августа 2010 года Дело N 33-15779

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,

при секретаре Гукасяне А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2010 года кассационные жалобы Шилова М.А. и ТИК Шатурского района Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 15 июля 2010 года по делу по заявлению Шилова Максима Алексеевича к Совету депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Шатура, ТИК Шатурского района об оспаривании отдельных положений Устава городского поселения Шатура и решения Совета депутатов городского поселения Шатура,

заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Шилова М.А. (по доверенности) - Патука О.Л., представителя ТИК Шатурского района (по доверенности) - Волкова В.С., представителя Совета депутатов г\п Шатура (по доверенности) - Кузнецова И.Б.,

заключение прокурора Ковалева Е.А., полагающего решение суда подлежащим оставлению без изменения,

УСТАНОВИЛА:

Шилов М.А. обратился в суд с заявлением о приведении в соответствие норм Устава городского поселения Шатура: просил суд признать недействующим п. 5 ст. 15 Устава городского поселения Шатура, пункт 4 решения Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 28.04.2009 № 7\32 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Шатура», обязать Совет депутатов городского поселения Шатура привести нормы Устава в соответствие с законом.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемыми нормоположениями установлено, что выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура проводятся по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями (п. 5 ст. 15 Устава).

Вместе с тем, п. 1 ст. 16 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области определено, что выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура проводятся по многомандатным избирательным округам. Число мандатов в каждом избирательном округе не может быть более пяти.

Указанное нормоположение в связи с внесением решением Совета депутатов от 28.04.2009 № 7\32 изменений в п. 5 ст. 15 Устава отменено либо изменено не было, что повлекло противоречие друг другу указанных выше положений Устава, создало неопределенность по вопросу избирательной системы при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура.

По утверждению заявителя, данное обстоятельство нарушает его пассивное избирательное право, что нашло свое подтверждение на выборах депутатов в Совет депутатов г\п Шатура в марте 2010 года.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные л.д. 171) требования.

Представители Совета депутатов городского поселения Шатура и Администрации городского поселения Шатура л.д. 282) просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что избирательные права Шилова М.А. нарушены не были, он являлся зарегистрированным кандидатом на прошедших в марте 2010 года выборах.

Представитель ТИК Шатурского района поддержал заявленные требования.

Прокурор в своем заключении полагал заявленные Шиловым М.А. требования подлежащими частичному удовлетворению.

Решением Шатурского городского суда Московской области от 15 июля 2010 года в удовлетворении заявления Шилову М.А. отказано.

В кассационных жалобах Шилов М.А. и ТИК Шатурского района просят об отмене данного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене в силу нижеследующего.

Из материалов дела усматривается, что 28.04.2009 Советом депутатов городского поселения Шатура было принято решение № 7\32 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Шатура» л.д. 89), пунктом 4 которого определено пункт 5 ст. 15 Устава считать пунктом 6, одновременно дополнив статью пунктом 5 следующего содержания:: «Выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура проводятся по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями» л.д. 90-91).

Вышеназванное решение было принято по результатам публичных слушаний л.д. 278, 279). 15.05.2009 внесенные в Устав изменения были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Московской области; Устав поселения в новой редакции опубликован в СМИ.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 16 Устава городского поселения Шатура предусмотрено, что выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура проводятся по многомандатным избирательным округам. Число мандатов в каждом избирательном округе не может быть более пяти.

Решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 28.04.2009 № 7\32 пункт 1 статьи 16 Устава изменен либо признан утратившим силу не был.

Отказывая в удовлетворении заявленных Шиловым М.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем решение Совета депутатов от 28.04.2009 № 7\32 и положения п. 5 ст. 15 Устава городского поселения Шатура не противоречат действующему законодательству, а именно: ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 4 ст. 4 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Одновременно суд указал, что имеет место внутренняя коллизия правовых норм; вместе с тем, в случае издания одним компетентным органом в различное время нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу, преимущество имеет более поздний акт, который, установив новые правила поведения по этому вопросу, отменяет ранее существовавшие нормы вне зависимости от их признания утратившими силу прямым указанием на это в более позднем акте.

Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции неверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Действительно, в случае издания одним правотворческим органом в различное время нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу, преимущество имеет более поздний акт.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае имеет место один и тот же акт - Устав городского поселения Шатура, и обе статьи (и 15, и 16) являются действующими, поскольку статья 16 Устава решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 28.04.2009 № 7\32 отменена либо изменена не была.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Согласно ч.ч. 1,4 ст. 4 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» выборы депутатов Советов депутатов муниципальных образований, других должностных лиц местного самоуправления проводятся по одномандатным избирательным округам или по многомандатным избирательным округам, а в случае, предусмотренном уставом муниципального образования, по единому избирательному округу. Избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального образования.

Пункт 5 ст. 15 и пункт 1 ст. 16 Устава городского поселения Шатура регулируют один и тот же вопрос - вид избирательной системы при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура. Данные нормы необходимо рассматривать в их системной взаимосвязи. И в настоящий момент указанные нормы противоречат друг другу.

Шилов М.А., согласно его заявлению л.д. 5), обратился в суд именно с целью устранения указанного противоречия.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В рассматриваемом случае содержание Устава городского поселения Шатура в части определения вида избирательной системы при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура нельзя признать определенным.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, характер возникших правоотношений, закон, подлежащий применению, предложить Шилову М.А. уточнить заявленные требования в части того, каким образом он просит устранить выявленное внутреннее противоречие положений Устава городского поселения Шатура, и с учетом изложенного постановить законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шатурского городского суда Московской области от 15 июля 2010 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка