СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 декабря 2010 года Дело N 33-23548

07 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе

председательствующего Ракуновой Л.И.,

судей Мертехина М.В., Колесник Н.А.

при секретаре Пикулевой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области

на решение Шатурского городского суда Московской области от 21 сентября 2010 года

по делу по иску Чибисовой Светланы Владимировны к Министерству социальной защиты населения Московской области в лице Шатурского управления социальной защиты населения об обеспечении права на реализацию меры социальной поддержки,

заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,

объяснения представителя ответчика,

установила:

Чибисова СВ. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области об обеспечении права на реализацию меры социальной поддержки.

Требования мотивированы тем, что она, являясь педагогическим работником МОУ СОШ с. Дмитровский Погост, в 2007г. имела право на меру социальной поддержки в виде получения твердого топлива. Данная мера социальной поддержки не была реализована по вине ответчика.

В апреле 2009г. руководитель Шатурского управления социальной защиты населения заверил ее, что долг по поставке твердого топлива за 2007г. будет погашен, с этой целью повторно были отобраны заявление и документы, подтверждающие право на получение социальной поддержки в натуральном виде. Указанные документы были переданы новому поставщику топлива ООО « Егортопснаб», однако обязательство по поставке топлива перед ней ответчиком до настоящего времени не исполнено.

Просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Московской области в лице Шатурского управления социальной защиты населения и ООО ПТП « Восток» доставить ей 10,8 кубометров дров или взыскать денежную компенсацию.

В судебном заседание Чибисова С.В. отказалась от иска к ответчику ООО ПТП « Восток», изменив исковые требования, просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Московской области в лице Шатурского управления социальной защиты обеспечить ей право на реализацию меры социальной поддержки за 2007г. в натуральном виде.

Определением суда первой инстанции производство по делу по иску Чибисовой С.В. к ООО ПТП « Восток» прекращено.

Представитель ответчика иск не признала, указав, что обязанность по поставке истице твердого топлива за 2007г. в соответствии с договором возлагалась на ООО ПТП «Восток», которое и должно нести ответственность за неисполнение обязательства. Выплата денежной компенсации не предусмотрена.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющий самостоятельных требований, ООО «Егортопснаб» исковые требования не признал, указав, что обязанность по поставке твердого топлива для льготной категории лиц у общества возникла на основании договоров с 2008г. Чибисовой С.В. поставлялись дрова в 2008г. и 2009г.

Решением Шатурского городского суда постановлено:

Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области в лице Шатурского управления социальной защиты населения обеспечить Чибисовой С.В. реализацию меры социальной поддержки за 2007г. в соответствии со ст. 15 Закона Московской области №36 от 23.03.2006г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».

Дополнительным решением Шатурского городского суда от 8 ноября 2010г. на ответчика возложена обязанность предоставить истице меры социальной поддержки в натуральном виде.

Не согласившись с решением и дополнительным решением, ответчик просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение, дополнительное суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003г. «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.


Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

Как усматривается из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела, Чибисова С.В. является педагогическим работником и имеет право на меры социальной поддержкипо оплате жилого помещения, электроснабжения, отопления в размере 100%.

22 июня 2010г. истица обратилась в Шатурское управление социальной защиты с заявлением об обеспечении ответчиком ей доставки дров за 2007г., которые не были ей доставлены в течение 2008-2009 годов. (л.д.5). В этот же день, 22 июня 2010г., Чибисова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты Московской области об обеспечении права на реализацию меры социальной поддержки в виде доставки дров (л.д. 4).

Согласно договора № 45 о возмещение расходов, связанных с оказанием мер социальной поддержки по оплате топлива отдельным категориям граждан от 9 января 2007г., заключенного между Министерством социальной защиты населения и ООО ПТП «Восток», поставку твердого топлива в 2007г. льготной категории граждан осуществляет ООО ПТП «Восток».

В соответствии с заказ- квитанцией от 6.08.2007г. ООО ПТП «Восток» Чибисовой С.В. была выписана доставка дров в размере 10.8 кубометров. (л.д. 6). Фактически доставка истице не была осуществлена ООО ПТП «Восток».

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Чибисова С.В. не реализовала право на меру социальной поддержки в натуральном виде по вине ответчика, не обеспечившего его реализацию через снабжающую организацию.

Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с пунктами "е", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).


Пунктом 30 ст. 16 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.


В силу требований ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесений изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации лишь передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, как в соответствии с ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 15 Закона Московской области от 23 марта 2006г. №36/ 2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» (в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрены меры социальной поддержки лиц, работающих и имеющих место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа в виде освобождения от оплаты за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки.

Согласно п. 8 Постановления Правительства Московской области от 04.04.2005г. № 206/13 «О Порядке финансирования расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оплате и доставке топлива» финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки, осуществляется через лицевые счета территориальных подразделений Министерства социальной защиты населения Московской области путем списания денежных средств с единого счета областного бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства с отражением операций на лицевом счете соответствующего территориального подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области.

В соответствии с п.9 настоящего Порядка территориальные подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области осуществляют перечисление полученных средств областного бюджета организациям жилищно-коммунального хозяйства и иным организациям для возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки, на их счета, открытые в учреждениях Банка России или иных кредитных учреждениях.

Таким образом, указанное положение о финансировании расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оплате и доставке топлива не предусматривает непосредственного предоставления мер социальной поддержки в виде доставки бесплатно топлива гражданину Министерством социальной защиты населения Московской области.

Согласно условий договора № 45 о возмещение расходов, связанных с оказанием мер социальной поддержки по оплате топлива отдельным категориям граждан от 9 января 2007г., заключенного между Министерством социальной защиты населения и ООО ПТП «Восток», поставку твердого топлива в 2007г. осуществляло указанное предприятие.

По условиям договора предприятие ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным выставляет Министерству счет, список граждан, с указанием Ф.И.О., адреса, категории, расшифровки перечня предоставляемых услуг (п.2.1.4 договора).

Согласно п.4.2 договора предприятие несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в предоставляемом списке льготников (л.д. 26-28).

Материалами дела установлено и не оспаривается истицей, что ей было известно о порядке реализации права на получение твердого топлива в 2007г. Она обратилась в ООО ПТП «Восток», предприятием была выписана заказ- квитанция от 6 августа 2007г. на поставку дров в количестве 10,8 куб., однако поставка дров ей предприятием не была произведена (л.д.6). Не желая обращаться с иском к ООО ПТП «Восток», истица полагает, что обязательства указанного должника должно быть исполнено Министерством-ответчиком по делу.

Таким образом, с учетом системного толкования приведенных выше законом и нормативных актов, а также установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что из смысла положений абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и Постановления Правительства Московской области от 04.04.2005г. № 206/13 «О Порядке финансирования расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оплате и доставке топлива» следует, что расходы, возникающие в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения), предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах, возмещаются организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, а не лицам, наделенным непосредственно действующим правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

С учетом изложенного в настоящем определении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на Министерство социальной защиты населения Московской области не может быть возложена обязанность по предоставлению истице в натуре мер социальной защиты в виде обязания доставить твердое топливо за 2007г. Отсутствуют правовые основания для возложения на указанного ответчика обязанности по выплате истице денежной компенсации стоимости твердого топлива и его доставки за 2007г. Выплата денежной компенсации в 2007г. не была предусмотрена законодательством.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене.

По основаниям, изложенным в настоящем определении, подлежит отмене дополнительное решение от 8 ноября 2010г.

Судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, постановляет по делу новое решение, которым в иске Чибисовой С.В. отказывает.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение от 21 сентября 2010 года, дополнительное решение от 8 ноября 2010г. Шатурского городского суда Московской области отменить, постановить по делу новое решение, которым в иске Чибисовой Светлане Владимировне к Министерству социальной защиты населения Московской области об обеспечении права на реализацию меры социальной поддержки в натуральном виде или получения денежной компенсации за твердое топливо за 2007г. отказать.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка