СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 апреля 2011 года Дело N 33-5142

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П.

судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.

при секретаре Трушкине Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 апреля 2011 года кассационную жалобу Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 20 декабря 2010 года по делу по заявлению Павлово-Посадского городского прокурора в интересах муниципального образования Павлово-Посадский муниципальный район и неопределенного круга лиц жителей Павлово-Посадского муниципального района о признании действий заместителя председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для опубликования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района № 105/16 от 07.07.2010 года неправомерными и о возложении на Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области обязанности по направлению данного решения главе Павлово-Посадского муниципального района Лютоеву А.Ю. для подписания и дальнейшего обнародования,

заслушав доклад судьи Терещенко А.А.,

заключение прокурора Тришиной В.В.,

У С Т А Н О В И Л А:

Павлово-Посадский городской прокурор обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в интересах муниципального образования Павлово-Посадский муниципальный район и неопределенного круга лиц жителей Павлово-Посадского муниципального района о признании неправомерными действий заместителя председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района в части единоличного подписания и направления для обнародования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от 07.07.2010 года №105/16 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от 23.12.2009 №32/4 «О бюджете Павлово-Посадского муниципального района Московской области на 2010 год».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района является нормативным правовым актом, принятым представительным органом муниципального образования, поэтому в соответствии с п. 13 ст.35 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» это решение должны быть направлено главе Павлово- Посадского муниципального района Лютоеву А.Ю. для подписания и дальнейшего обнародования, однако в нарушение указанной нормы закона заместитель председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутин В.В. единолично подписал это решение и самостоятельно направил его для опубликования.

Представитель Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района с заявлением не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований.

Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 20 декабря 2010 года заявление Павлово-Посадского городского прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда.

Заслушав заключение прокурора Тришиной В.В., которая полагала, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как усматривается из материалов дела, 11.10.2009 года в Павлово-Посадском муниципальном районе состоялись выборы главы Павлово-Посадского муниципального района, по итогам которых решением муниципальной избирательной комиссии Павлово-Посадского муниципального района №29/225 от 12.10.2009 года выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным на должность главы Павлово-Посадского муниципального района признан Лютоев А.Ю. 16.10.2009 года Лютоев А.Ю. вступил в должность главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

25.08.2009 Советом депутатов Павлово-Посадского муниципального района принято решение №800/98 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Павлово-Посадский муниципальный район», в соответствии с п. 23 которых внесены изменения в статью 28 Устава, предусматривающую полномочия главы Павлово-Посадского муниципального района, которой на главу района возложено исполнение полномочий председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района, руководитель же администрации Павлово-Посадского района назначается по контракту. Однако это решение было опубликовано только 19.11.2009 года, т.е. после вступления в должность избранного на выборах главы района Лютоева А.Ю.

Несмотря на это, Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района считает, что глава Павлово-Посадского района Лютоев А.Ю. должен возглавлять Совет депутатов в качестве его председателя.

В связи с отказом Лютоева А.Ю. занять должность председателя, Совет депутатов 28.06.2010 г. из состава депутатов избрал заместителя председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В., который руководит работой Совета, подписывает от имени Совета депутатов муниципальные правовые акты, в том числе нормативные, и направляет их на опубликование.

07.07.2010 года Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района принял решение года №105/16 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от 23.12.2009 №32/4 «О бюджете Павлово-Посадского муниципального района Московской области на 2010 год».

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В соответствии с частью 1 статьи 36 этого же Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (п.2 ч.4).

Обязанность Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района направлять главе Павлово-Посадского муниципального района принятые Советом депутатов нормативные правовые акты для подписания и обнародования предусмотрена подпунктом 2 пункта 2 статьи 28 Устава Павлово- Посадского муниципального района (в редакции решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района №800/98 от 25.08.2009г.), а также была предусмотрена пунктом 3 статьи 37 Устава Павлово-Посадского муниципального района в прежней редакции.

В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 43 этого же Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Решение №105/46 от 07.07.2010 года касается изменения порядка опубликования ранее принятых решений по вопросам бюджета. То обстоятельство, что указанное решение является муниципальными нормативным правовым актом, подтверждается тем, что это решение вносит изменения в муниципальные нормативные правовые акты по бюджету, нормативный характер которых представитель ответчика не оспаривает, внести изменения в нормативный акт возможно только актом такой же юридической силы. Кроме того, это решение обязательно для неопределенного круга лиц (в решение конкретные средства массовой информации, в которых должны быть опубликованы решения Совета депутатов по бюджету, не указаны), оно направлено на изменение существующих общественных отношений.

Как было правильно установлено судом, в нарушение вышеуказанных норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Устава Павлово-Посадского муниципального района, решение Совета депутатов №105/46 от 07.07.2010 года на подпись главе Павлово-Посадского муниципального района не было направлено, было направлено для опубликования после единоличного подписания этого решения заместителем председателя Совета депутатов Ковшутиным В.В., до настоящего времени оно не опубликовано, в связи с чем оно не может быть признано принятым в установленном законом порядке, действующим и подлежащим применению, а действия заместителя председателя Совета депутатов Ковшутина В.В., устранившего главу Павлово-Посадского муниципального района от подписания и направления на обнародование указанног муниципального нормативного акта, являются неправомерными.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч.2).

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 8 статьи 35 Устава Павлово-Посадского муниципального района муниципальные правовые акты, принятые Советом депутатов Павлово-Посадского муниципального района, подлежат обязательному исполнению на всей территории Павлово-Посадского муниципального района.

При таких обстоятельствах действия заместителя председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для опубликования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района №105/16 от 07.07.2010 правильно признаны судом неправомерными и нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц -жителей Павлово-Посадского муниципального района, которые через выборную должность главы Павлово-Посадского муниципального района осуществляют местное самоуправление, а также средств массовой информации, на которых принятым с нарушением закона вышеуказанным решением Совета депутатов могут быть возложены обязанности по опубликованию решений Совета депутатов по вопросам бюджета.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность, соответствующие разъяснения даны в п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Таким образом, Павлово-Посадский городской прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий заместителя председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. по единоличному подписанию и направлению для опубликования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района №105/16 от 07.07.2010 в интересах неопределенного круга лиц.

Доводы представителя Совета депутатов Мироновой В.Н. о законности действий заместителя председателя Совета депутатов Ковшутина В.В. и отсутствии нарушений каких-либо прав граждан при принятии указанного решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района №105/16 от 07.07.2010 опровергаются материалами дела.

Представитель Совета депутатов, ссылаясь на абзац 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", полагал, что производство по делу должно быть прекращено, так как прокурор фактически обратился в интересах главы Павлово-Посадского муниципального района и пропустил трехмесячный срок для обжалования.

Суд пришел к правильному выводу, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку прокурор по настоящему гражданскому делу оспаривает не законность решения Совета депутатов, а законность действий заместителя председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. по единоличному подписанию и направлению для опубликования указанных решений. Кроме того, ввиду незначительности пропуска срока (17 дней) и уважительности причины пропуска, суд пришел к правильному выводу о том, что прокурору срок для обращения в суд с заявлением, должен быть восстановлен.

Таким образом, действия заместителя председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для опубликования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района №105/16 от 07.07.2010 неправомерные и на Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района правильно возложена обязанность по направлению решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района главе Павлово-Посадского муниципального района Лютоеву А.Ю. для подписания и (в случае подписания) для дальнейшего обнародования.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы кассационной жалобы не состоятельные и не могут повлечь отмену решения суда.

Руководствуясь ст. 360, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области-без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка