• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 01 марта 2012 года Дело N 33-5318/12
 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Бакулина А.А.,

судей Глумовой Л.А., Бурцевой Л.Н.

при секретаре Быстрове А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2012 года кассационное представление старшего помощника Видновского городского прокурора на решение Видновского городского суда Московской области от 02 августа 2011 года по делу по иску Видновского городского прокурора к Совету депутатов муниципального образования с.п. Мосрентген, Администрации муниципального образования с.п. Мосрентген о возложении обязанности по принятию нормативных актов,

заслушав доклад судьи Московского областного суда Глумовой Л.А.,

заключение прокурора Московской областной прокуратуры Коханка К.В.,

объяснения представителя Администрации с.п. Месрентген Ефремова А.С.

УСТАНОВИЛ:

Видновский городской прокурор обратился с исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования с.п. Мосрентген, Администрации муниципального образования с.п. Мосрентген о возложении обязанности по принятию нормативных актов. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка полноты принятых мер по нормативно-правовому обеспечению противодействия коррупции, в ходе которой выявлен факт отсутствия в муниципальном образовании нормативного правового акта в сфере противодействия коррупции.

Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеральное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

В соответствии со ст. ст. 5, 7 Федерального Закона от 25.12.2008 №273-ФЗ Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст. ст. 14, 14.1 Федерального Закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с установлением запретов, связанных с муниципальной службой в муниципальном образовании должны быть разработаны правовые акты, определяющие порядок участия муниципального служащего в управлении коммерческой организацией, а также порядок образования в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Указом Президента РФ от 01.07.2010 г. №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») органам местного самоуправления рекомендовано на основе данного Указа в 2-х месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В нарушение указанных требований правовые акты в муниципальном образовании отсутствуют, в связи с чем прокурор обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал.

Представитель с.п. Месрентген с требованиями согласился частично.

Представитель совета депутатов муниципального образования с.п. Мосрентген в судебное заседание не явился.

Решением суда от 02.08.2011 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию муниципального образования сельского поселения Мосрентген Ленинского муниципального района Московской области принять меры к разработке и принятию нормативных правовых актов, определяющих порядок участия муниципального служащего в управлении коммерческой организации. В остальных исковых требованиях отказано.

В кассационном представлении старший помощник Видновского городского прокурора Московской области просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, поддержавшего представление, изучив материалы дела, проверив доводы кассационного представления, полагает решение суда подлежит отмене.

Согласно требований статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Исходя из требований ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При этом в силу ст. 12, 67 ГПК РФ судом должны быть созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела; всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства.

Судебная коллегия полагает, что решение суда указанным требованиям не соответствует, вследствие чего подлежит отмене.

Удовлетворяя исковые требования прокурора частично, суд исходил из того, что в силу положений ст. 14 Федерального Закона «О муниципальной службе в РФ» в администрации с.п. Мосрентген должно быть принято постановление, определяющее порядок участия муниципального служащего в управлении коммерческой организации.

Не оспаривая обоснованность вывода суда о необходимости наличия в органе местного самоуправления указанных нормативно-правовых актов, судебная коллегия отмечает, что положений закона, позволяющих суду обязывать орган местного самоуправления разработать и принять нормативно правовой акт, судом первой инстанции не приведено.

Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Указанные требования закона прокурором при подаче искового заявления не соблюдены, кроме того, судом в решении не приведена норма закона, предусматривающая такой способ защиты указанных интересов прокурором.

В соответствии со ст. 10, 12 Конституции РФ о разделении государственной власти в РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" органам местного самоуправления представлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Из указанных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Принятие судом решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности по принятию нормативно-правовых актов противоречит Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения исковых требований, а также по основаниям отказа в удовлетворении иска, поскольку, в нарушение требований ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд не определил правоотношения сторон, подлежащий применению закон, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию и не дал оценки предоставленным сторонами доказательствам.

Решение суда подлежит отмене с вынесение нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационного представления повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в суде первой инстанции, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Видновского городского суда Московской области от 02 августа 2011 года - отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Видновского городского прокурора об обязании Администрации сельского поселения Мосрентген Ленинского муниципального района Московской области принять меры к разработке и принятию нормативных правовых актов, определяющих порядок участия муниципального служащего в управлении коммерческой организации, принять меры по разработке порядка образования в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования комиссии по урегулированию конфликта интересов - отказать.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5318/12
Принявший орган: Московский областной суд
Дата принятия: 01 марта 2012

Поиск в тексте