• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 15 марта 2011 года Дело N 33-5456/2011
 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Шинкаревой Л.Н.,

судей Мертехина М.В., Филиповой И.В.,

при секретаре Палей Д.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2011 года кассационные жалобы Администрации г.п. Можайск, Министерства строительного комплекса МО на решение Можайского городского суда Московской области от 27 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску Холодкова Анатолия Николаевича к Администрации городского поселения Можайск об отмене части постановления об исключении из состава участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и снятии с льготной очереди военнослужащих, обязании восстановить в льготной очереди военнослужащих и в списках участников программы, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Филиповой И.В.,

объяснения Холодкова А.н. и его представителя, представителя министерства строительного комплекса МО,

УСТАНОВИЛА:

Истец Холодков А.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Можайск о признании недействительным Постановления Администрации г/п Можайск № 452-П от 01.07.2010 г. в части п.1 об исключении Холодкова А.Н. из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и снятии с льготной очереди военнослужащих; обязать Администрацию г/п Можайск восстановить его в льготной очереди военнослужащих и в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины и оплате услуг представителя.

Свои требования истец обосновывает тем, что в 1995 г. он был поставлен на учет в льготную очередь военнослужащих для улучшения жилищных условий в составе семьи из 4 человек. В 2001 г. им подано заявление о включении его в состав участников программы ГЖС. Решением Можайского городского суда от 12.03.2010 г. членами его семьи также признаны внучки Овчинникова П.Д. и Пахомова У.В.

В октябре 2010 г. истцу было сообщено о снятии его с льготной очереди, т.к. он был уволен после 31.12.1994 г. из вооруженных сил стран СНГ, с которыми РФ не заключила соответствующего Соглашения.

Ссылаясь на то, что он поставлен на льготную очередь военнослужащих 09.08.1995 г., за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств СНГ сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законом «О статусе военнослужащих», а также на то, что Соглашение между государствами-участниками Содружества независимых государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14.02.1992 г. было подписанной Украиной, соответственно за ним (истцом) сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством РФ, истец просил удовлетворить иск в полном объеме.

Истец Холодков А.Н. и его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика с иском не согласился, указав на то, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением закона и процедуры, просил в иске отказать.

Третьего лицо - представитель Министерства строительного комплекса Московской области в отзыве на иск, с требованиями истца не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.

Решением Можайского городского суда Московской области от 27 декабря 2010 года иск Холодкова А.Н. удовлетворен.

Представители Администрации г.п. Можайск, Министерства строительного комплекса МО обжалуют решение в кассационном порядке, просят отменить как незаконное, в связи с неправильным толкованием и применением судом нормативно-правовых и подзаконных актов, подлежащих применению.

Выслушав объяснения явившихся лиц, материалы дела, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Холодков А.Н. с 01.08.1974 года по 17.04.1995 года проходил службу в ВС РФ, а затем на территории Украины, оставаясь гражданином РФ.

В сентябре 1995 года Холодков А.Н. уволен в запас из войсковой части, находящейся на территории Украины, направлен для постановки на воинский учет в Можайский район Московской области РФ.

01.02.2010 года истец обратился в Администрацию г.п. Можайск с заявлением о включении его в составе семьи 6 человек в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Постановлением Главы Администрации г.п. Можайск № 452-П от 01.07.2010 года истец был исключен из состава участников указанной программы.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Холодков А.Н. обоснованно был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, оснований для исключения его из очереди не имелось, в связи с чем, требования истца в части отмены п.1 оспариваемого постановления правомерны.

При этом суд указал, что в соответствии с Соглашением между государствами - участниками Содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях лиц, уволенных с военной службы, от 14 февраля 1992 года, которое подписано Украиной и Россией, за лицами, уволенными с военной службы, сохраняется уровень прав и льгот, установленных законами и другими нормативными актами бывшего СССР, и государства Содружества, законодательством государства пребывания.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, находит его ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с пп. "в" п. 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения из вооруженных сил или других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года).

14 февраля 1992 года государства - участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых - гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении условий в соответствии с законодательством государства пребывания. Однако данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.

В силу ст. 62 Закона "О воинской обязанности и военной службе", гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода, т.е. до 31 декабря 1994 года.

В п. 5 Постановления Верховного Совета РФ "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ О воинской обязанности и военной службе" указано, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.

Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией, Киргизской Республикой, а также республиками Таджикистан и Казахстан, в силу которых граждане, уволенные своенной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31 декабря 1994 года, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ". Согласно ст. 3 данного Соглашения граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства участниками обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они присягали. Данное Соглашение было подписано республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Таким образом, Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.

Таким образом, при ратификации Соглашения Российская Федерация несет на себе обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма только военнослужащих, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состоялиранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Вопрос обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, Холодков А.Н., как уволенный с военной службы из Вооруженных Сил Украины, при переезде на постоянное место жительство на территорию Российской Федерации и при условии признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, обеспечивается жильем на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При изложенных данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Холодкову А.Н. отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Можайского городского суда Московской области от 27 декабря 2010 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Холодкова Анатолия Николаевича к Администрации городского поселения Можайск об отмене в части Постановления об исключении Холодкова А.Н. из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и снятии с льготной очереди военнослужащих, обязании восстановить в льготной очереди военнослужащих и в списках участников подпрограммы компенсации морального вреда - отказать.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5456/2011
Принявший орган: Московский областной суд
Дата принятия: 15 марта 2011

Поиск в тексте