• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 01 января 2012 года Дело N 33-5502
 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе председательствующего Мертехина М.В.,

судей Красновой Н.В., Илларионовой Л.И.,

при секретаре Гулуа А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2012 г. кассационную жалобу ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 декабря 2011 г. по гражданскому делу по иску Пастушенко Ирины Михайловны к ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Красновой Н.В.,

объяснения Пастушенко И.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пастушенко И.М. обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области и просила признать незаконным решение ответчика, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, а также обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды работы в должности концертмейстера в Гайсинской музыкальной школе с 01.08.1979 г. по 31.08.1980 г.; в должности преподавателя и концертмейстера в Гайсинской музыкальной школе с 01.09.1980 г. по 28.12.1982 г.; в должности преподавателя в Муниципальном учреждении дополнительного образования Детская музыкальная школа г. Краснознаменска с 01.11.1999 г. по 30.09.2002 г. и с 13.10.2002 г. по 14.11.2002 г.; а также в должности преподавателя в Муниципальном учреждении дополнительного образования детей Детская музыкальная школа г. Краснознаменска с 15.11.2002 г. по 10.03.2003 г., с 31.03.2003 г. по 07.09.2003 г., с 23.09.2003 г. по 24.02.2004 г., с 16.03.2004 г. по 06.09.2004 г., с 27.09.2004 г. по 28.02.2005 г., с 26.03.2005 г. по 19.09.2005 г., с 15.10.2005 г. по 28.02.2006 г., с 26.03.2006 г. по 18.09.2006 г., с 14.10.2006 г. по 05.03.2007 г., с 29.03.2007 г. по 17.09.2007 г., с 13.10.2007 г. по 31.01.2008 г., с 02.06.2008 г. по 11.01.2009 г., с 15.01.2009 г. по 28.05.2010 г.

В судебном заседании истица свои требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснив, что решение ответчика является законным и обоснованным.

Решением суда иск удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в кассационном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания к отмене или изменению решения суда в кассационной инстанции предусмотрены ст. 362 ГПК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п. 2 ст. 27 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, данной им в Постановлении № 2-П, в соответствии с которой принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Из материалов дела усматривается, что истица 28.05.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, полагая, что она имеет необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности. Решением комиссии от 24.08.2010 г. ей было отказано в назначении пенсии, так как указанные выше периоды не были включены в педагогический стаж, поскольку, по мнению ответчика, занимаемые ею должности и учреждения, в которых она работала, не соответствуют Спискам.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что характер работы истицы во все спорные периоды был связан с педагогической деятельностью - обучением детей, а учреждения, в которых она работала, являются учреждениями дополнительного образования для детей.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части необходимости включить в специальный стаж работы истицы период с 01.08.1979 г. по 31.08.1980 г., когда она работала концертмейстером в Гайсинской музыкальной школе, исходя из следующего.

Так, в указанный периоды действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, который не предусматривал в качестве педагогической должности должность концертмейстера, что не было учтено судом первой инстанции.

Ни впоследствии принятые Списки…, утвержденные вначале Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, а затем Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, ни Список, действующий в настоящее время, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, также не предусматривали и не предусматривают должность концертмейстера как дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд первой инстанции, установив, что истица фактически занималась педагогической деятельностью, по существу установил тождество между концертмейстером и преподавателем (педагогом), но при этом не учел, что вопросы отнесения граждан к категории имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия назначения этой пенсии, входят в компетенцию законодателя, суд же не обладает такими полномочиями. Кроме того, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 года № 40-О-О определение, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что в Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 г., были предусмотрены должности «концертмейстер», «педагог-организатор», «преподаватель».

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятом постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. также предусмотрена самостоятельная должность "концертмейстер", введена должность «преподаватель в системе среднего специального образования».

Постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 г. № 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" также предусматривает самостоятельные должности "концертмейстер" и "преподаватель". Данные должности отличаются по своим должностным характеристикам.

Примерные должностные обязанности по должности "концертмейстер" в учреждениях народного образования, утвержденные приказом Минобразования РФ и Госкомвуза от 31.081995 г. № 463/1268, не совпадают с должностными обязанностями по должности "преподаватель".

Таким образом, должность «концертмейстер» является самостоятельной, переименований в должности «педагог» или «преподаватель» никогда не происходило. Эта должность предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником и, при этом, никогда не включалась в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом изложенного постановленное решение в части удовлетворения иска о включении в педагогический стаж истицы периода ее работы с 01.08.1979 г. по 31.08.1980 г., когда она работала концертмейстером в Гайсинской музыкальной школе, нельзя признать законным, и оно подлежит в указанной части отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полностью, судебная коллегия, отменяя решение суда в указанной части, считает возможным разрешить спор по существу и постановить новое решение об отказе в иске по этому требованию.

В то же время в остальной части судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в остальной части исковых требований, поскольку судом правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.

Следует также отметить, что отказ в иске в части периода с 01.08.1979 г. по 31.08.1980 г. не может повлечь иные выводы в части права истицы на досрочное назначение ей пенсии с даты обращения, т.е. с 28.05.2010 г., поскольку по состоянию на 01.01.2001 г. ее педагогический стаж составляет (за вычетом названного периода) более 16 лет 8 месяцев, а именно 18 лет 06 месяцев 09 дней.

Все доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию материальных норм и иной оценке установленных судом обстоятельств, что в данном случае не может повлечь отмену законного и обоснованного решения.

Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст.ст. 199, 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 декабря 2011 г. в части обязания ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Пастушенко И.М. период работы с 01.08.1979 г. по 31.08.1980 г. в должности концертмейстера в Гайсинской музыкальной школе отменить, постановить в указанной части новое решение, которым Пастушенко Ирине Михайловне в удовлетворении и иска к ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области об обязании включить в ее специальный стаж период работы с 01.08.1979 г. по 31.08.1980 г. в должности концертмейстера в Гайсинской музыкальной школе отказать.

То же решение суда в остальной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5502
Принявший орган: Московский областной суд
Дата принятия: 01 января 2012

Поиск в тексте