СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 января 2012 года Дело N 33-580/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Терещенко А.А., Бакулина А.А.,

при секретаре Самойленко Я.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2012 года кассационную жалобу отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 17 октября 2011 года по делу по заявлению Апарина Виктора Николаевича о признании незаконным отказа в кадастровом учете изменений земельного участка, заинтересованные лица - отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области, администрация городского округа Химки.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения

УСТАНОВИЛА:

Апарин В.Н. обратился в суд с заявлением, с учетом его уточнения просил суд признать незаконным решение отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области № М011/РКФ/1-225467 от 25.07.2011 г. об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером № от 25.07.2011 г.; обязать отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области внести изменения в государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:  ...

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником вышеуказанного земельного участка на основании свидетельства о праве собственности на землю № 468-Ф от 13.08.1993 г., площадь земельного участка составляет 1104 кв.м., участок стоит на государственном кадастровом учете без описания местоположения границ объекта недвижимости, как это требует Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». После проведения измерений ООО «Географф», площадь земельного участка составила 1644 кв.м. Согласовав размеры данного земельного участка в установленном законом порядке Апарин В.Н. обратился в отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости.

Однако Решением № № от 25.07.2011 г. отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области отказал Апарину В.Н. в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером № поскольку площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%.

В судебном заседании представитель Апарина В.Н. - Гущин С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо - представитель отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области - Рачинская Л.M. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на законность принятого решения.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации г.о. Химки Московской области - Нефедова А.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований. Полагала, что оснований для отказа в учете изменений объекта недвижимости не было.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 17 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены.

С постановленным решением не согласился Апарин В.Н., подав кассационную жалобу, в которой просит об отмене решения суда, как не основанного на законе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции согласно свидетельству № 468-Ф на право собственности на землю Апарину В.Н. постановлением № 135 от 03.07.1993 г. Главы Администрации пос. Фирсановка для индивидуального жилищного строительства предоставлен в собственность земельный участок площадью 1104 кв.м., расположенный по  ...  участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер № Между тем границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке № от 01.06.2009 г.

В соответствии с ч.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что на момент вынесения постановления Главы Администрации пос. Фирсановка Химкинского района Московской области № 135 от 02.07.1993 г. и выдаче Апарину В.Н. свидетельства о праве собственности на землю действовала ст. 32 ЗК РСФСР, в соответствии с которой приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды, местный совет народных депутатов может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка. Однако, границы, выделенного Заявителю земельного участка установлены в натуре не были, равно как и не были они описаны в указанном постановлении, что свидетельствует об отсутствии как такового объекта передаваемого Апарину В.Н. в собственность.

Из материалов дела также усматривается, что в 2011 году ООО «Географф» проводились землеустроительные работы по установлению границ земельного участка, принадлежащего Апарину В.Н. В ходе землеустроительных работ было определено, что общая площадь данного земельного участка составляет 1644 кв.м. В результате выполненных работ составлен проектный план границ земельного участка, границы согласованы с заинтересованными сторонами и смежными землепользователями, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка.28.06.2011 г. Апарин В.Н. обратился в отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. Однако 25 июля 2011 года на основании пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области принял решение № № об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку площадь заявленного земельного участка больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем 10%.

Исходя из комплексного анализа норм Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях: отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка; если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить положение характерных точек границ на местности исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.

Согласно статье 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего закона или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим законом (ранее учтенные объекты недвижимости) (часть 1). Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (часть 1). Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем (часть 12).

Суд первой инстанции обоснованно постановил, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок. С заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суд первой инстанции верно признал утверждение отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области о том, что документы, представленные в судебное заседание подтверждают право Апарина В.Н. на участок площадью 0,1104 га, в связи с чем превышение заявленной площади над подтвержденной составляет более чем на 10%, что также противоречит пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, как ошибочное толкование норм права.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 33 ЗК РФ минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Химкинский район» Московской области № от 19.12.2003 г. минимальный размер вновь предоставляемых земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства установлен в размере 0,08 га.

В связи с изложенным усматривается, что предельный минимальный размер земельного участка, предназначенный для индивидуального жилищного строительства установлен вышеуказанным Решением Совета депутатов муниципального образования «Химкинский район» Московской области № от 19.12.2003 г.. А следовательно ссылки отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области на п.1 ч.5 ст.27 Закона о кадастре, согласно которому установлено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, необоснованны.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Химкинского городского суда Московской области от 17 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФБУ «Кадастровая палата» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка