СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 марта 2012 года Дело N 33-5838/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Зубовой Л.М.,

судей Брыкова И.И., Глумовой Л.А.,

при секретаре Харлановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 марта 2012 года кассационную жалобу Администрации городского поселения Наро-Фоминск Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 13 декабря 2011 года по делу по иску Наро-Фоминского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Наро-Фоминск Московской области об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

заслушав доклад судьи Глумовой Л.А.,

заключение прокурора Тришиной В.В.,

у с т а н о в и л а:

Наро-Фоминский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Наро-Фоминск Московской области об обязании произвести действия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований Наро-Фоминский городской прокурор ссылался на то, что в нарушение требований п. 114 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 в деревнях  ...  отсутствуют средства звуковой сигнализации; в нарушение требований п. 112 указанных правил противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности границ населенного пункта с лесным участком отсутствует в деревнях  ...  минерализованная полоса отсутствует на всей протяженности границ населенных пунктов в деревнях  ... ; в нарушение п. 94 указанных правил у источников пожарного водоснабжения в деревне  ...  отсутствуют пирсы, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для целей пожаротушения; в нарушение требований п. 90 указанных правил в деревне  ...  отсутствуют указатели пожарных гидрантов, а также направления движения к ним; в нарушение требований п. 27 указанных правил наружное освещение в темное время суток отсутствует в деревнях  ... . В связи с выявленными нарушениями закона главе г.п. Наро-Фоминск 25 апреля 2011 г. было внесено представление об устранении нарушений закона.

Впоследствии было установлено, что указанные в представлении городского прокурора нарушения законодательства о пожарной безопасности в полном объеме администрацией поселения не устранены. В ходе проведенной 04 августа 2011 г. проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в нарушение требований п. 112 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности границ населенного пункта с лесным участком отсутствует в деревнях  ... ; в нарушение требований п. 114 указанных правил в деревнях  ...  отсутствуют средства звуковой сигнализации; в нарушение п. 94 указанных правил у источников пожарного водоснабжения в дер.  ...  отсутствуют пирсы, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для целей пожаротушения; в нарушение требований п. 90 указанных правил в дер.  ...  отсутствуют указатели пожарных гидрантов, а также направления движения к ним; в нарушение требований п. 27 указанных правил наружное освещение в темное время суток отсутствует в деревнях  ...  в нарушение требований ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» наружное противопожарное водоснабжение, расположенное в пределах 500 м от любого строения согласно «Паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров», отсутствует в дер. Савеловка, пос. Базисный питомник и дер. Терновка.

Учитывая, что Администрацией городского поселения Наро-Фоминск нарушаются требования ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 37 «О пожарной безопасности», ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, прокурор просил суд обязать Администрацию городского поселения Наро-Фомински обеспечить в дер.  ...  городского поселения Наро-Фоминск наружное противопожарное водоснабжение, расположенное в пределах 500 метров от любого строения, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в  ...  установить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности границ населенного пункта с лесным участком в деревнях  ... , обеспечить наличие минерализованной полосы на всей протяженности границ населенных пунктов в деревнях  ...  обеспечить наличие пирса, отвечающего требованиям по установке на них пожарных автомобилей для целей пожаротушения у источников пожарного водоснабжения в  ...  установить указатели пожарных гидрантов, а также направления движения к ним в дер. Афанасовке и пос. Александровка, обеспечить наружное освещение в темное время суток в деревнях Савеловка, Афанасовка и Турейка.

Представители Администрации городского поселения Наро-Фоминск исковые требования признали частично.

Представитель отдела надзорной деятельности по Наро-Фоминскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области исковые требования поддержал.

Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 13 декабря 2011 г. исковые требования Наро-Фоминского городского прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация городского поселения Наро-Фоминск просит об отмене указанного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда оставит без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В ходе рассмотрения иска прокурор отказался от требований об установлении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в дер ...  в связи с фактическим устранением нарушений в этих населенных пунктах.Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно принял признание иска Администрацией городского поселения Наро-Фоминск в части требований Наро-Фоминского городского прокурора об обязании установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в деревнях  ... , установить указатели пожарных гидрантов, а также направления движения к ним в дер. Афанасовке и пос. Александровка, обеспечить наружное освещение в темное время суток в деревнях  ...  поскольку признание иска в этой части не противоречит закону и не ущемляет права иных лиц.

Удовлетворяя исковые требования Наро-Фоминского городского прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», паспортами пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, п.п. 27, 90, 94, 112, 114 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденными приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313, обоснованно исходил из того, что на Администрацию городского поселения Наро-Фоминск возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в связи с чем требования Наро-Фоминского городского прокурора об устранении выявленных нарушений пожарной безопасности являются законными и обоснованными.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы представителей ответчика о том, что численность населения в дер.  ...  составляет менее 50 человек по регистрации, в связи с чем оснований для обязания Администрации городского поселения Наро-Фоминск обеспечить наружное водоснабжение в указанных населенных пунктах не имеется, поскольку по смыслу ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек, в данном случае имеется ввиду количество жителей, фактически проживающих в населенных пунктах, а не о лицах, официально зарегистрированных в них. Факт проживания в указанных населенных пунктах более 50 человек подтверждается пояснениями участкового уполномоченного городского отдела полиции.

Судом первой инстанции также обоснованно были отклонены доводы представителей ответчика о том, что исковые требования Наро-Фоминского городского прокурора в части обязания установить противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности границ населенного пункта с лесным участком в деревнях  ...  обеспечить наличие минерализованной полосы на всей протяженности границ населенных пунктов в деревнях Афанасовка, Алексеевка, Турейка, Терновка, Савеловка, пос. Александровка, пос. Базисный питомник не подлежат удовлетворению в связи с тем, что указанные территории не относятся к компетенции Администрации городского поселения Наро-Фоминск, а входят в полномочия Управления лесного хозяйства, поскольку данные населенные пункты входят в границы городского поселения Наро-Фоминск, доказательств обратного стороной ответчика не представлено. Каких либо обращений, писем, в адрес Управления лесного хозяйства со стороны Администрации городского поселения Наро-Фоминск не направлялось, данный вопрос не разрешался.

Согласно п.9 ч.1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится принятие мер по локализации пожаров и спасению людей и имущества… Статья 59 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет, что одним из способов ограничения распространения пожара за пределы очага является устройство противопожарных преград. Классификация противопожарных преград регламентирована в частности статьей 37 Закона, к таким преградам относятся противопожарные разрывы (противопожарное расстояние, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара). Согласно п. 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброска огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и пр.).

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы кассатора сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского поселения Наро-Фоминск Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка