• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 01 марта 2012 года Дело N 33-5904
 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Хлопушиной Н.П.

судей Лащ С.И., Терещенко А.А.

при секретаре Самойленко Я.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный Московской области, апелляционному представлению Железнодорожного городского прокурора на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 28 февраля 2012 года по заявлению Московского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» о признании незаконными решений территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный Московской области №4/1 от 03.02.2012 «О рассмотрении протокола рабочей группы по рассмотрению документов по формированию участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации 04.03.2012 от 24.01.2012», № 4/2 от 03.02.2012 «О рассмотрении протокола рабочей группы по рассмотрению документов по формированию участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации 04.03.2012 от 31.01.2012», обязании назначить членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., представителей территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный Московской области - Селекзянова О.Е., Пантелеевой И.О., представителя Московского областного отделения политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» - Дегтяренко А.В., заключение прокурора Тришиной В.В.

установила:

Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решений территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный Московской области №4/1 от 03.02.2012 «О рассмотрении протокола рабочей группы по рассмотрению документов по формированию участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации 04.03.2012 от 24.01.2012», № 4/2 от 03.02.2012 «О рассмотрении протокола рабочей группы по рассмотрению документов по формированию участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации 04.03.2012 от 31.01.2012», обязании назначить в участковые избирательные комиссии с № 516 по № 567 членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса граждан, предложенных городским комитетом Железнодорожного отделения КПРФ согласно выписке из протокола № 27 от 16.01.2012 заседания городского комитета железнодорожного отделения КПРФ.

В обоснование заявленных требований Московское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации » указало, что Железнодорожным городским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в установленный законом срок представлена выписка из протокола заседания городского комитета Железнодорожного отделения КПРФ от 16 января 2012 № 27 о включении в состав участковых избирательных комиссий с № 516 по 567 с правом решающего голоса 52 граждан, согласно приложенному списку. 27 января 2012 года в избирательную комиссию была направлена та же выписка, а также письменные заявления граждан о согласие на вхождение в состав участковых избирательных комиссий и копии личных документов граждан.

Однако, согласно опубликованным 10 февраля 2012 года решениям территориальной избирательной комиссии от 03.02.2012 о формировании участковых избирательных комиссий, было установлено, что в их состав не включены кандидатуры, предложенные городским комитетом Железнодорожного отделения КПРФ. При этом, решения об оставления без удовлетворения предложения о включение в состав участковых избирательных комиссий кандидатур от городского комитета политической партии «Коммунистическая партия РФ» получены 13.02.2012 года.

Заявитель просил признать незаконными оспариваемые решения и обязать территориальную избирательную комиссию г. Железнодорожный назначить в участковые избирательные комиссии с № 516 по № 567 членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса граждан, предложенных городским комитетом Железнодорожного отделения КПРФ, согласно выписке из протокола № 27 от 16.01.2012 заседания городского комитета Железнодорожного отделения КПРФ.

Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 28 февраля 2012 года заявление удовлетворено.

Суд признал незаконными решения № 4/1, 4/2 от 03.02.2012 ТИК г. Железнодорожный об отказе включить в состав для формирования УИК граждан согласно списку, утвержденному на заседании городского комитета Железнодорожного отделения КПРФ от 16 января 2012 и обязал удовлетворить указанные требования.

В апелляционном представлении Железнодорожный городской прокурор и в апелляционной жалобе территориальная избирательная комиссия города Железнодорожный просят отменить решение суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что заявителем не нарушены требования закона о сроке подачи предложений по кандидатурам в состав УИК.

Однако с выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ) территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ) участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей.

Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

Участковая избирательная комиссия формируется непосредственно вышестоящей избирательной комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий - не менее десяти дней.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может составлять менее 15 дней.

Пунктом 1.1.8. Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 N 192/1337-5, установлено, что сроки подачи предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий, следует отсчитывать со дня публикации указанного сообщения в средствах массовой информации либо обнародования иным способом.

Пунктом 8.4 Методических рекомендаций предусмотрено, что после опубликования уполномоченным лицом списков избирательных участков, в средствах массовой информации публикуется сообщение о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав участковой избирательной комиссии, а также о количестве членов участковой избирательной комиссии.

Во исполнение вышеуказанных требований закона, Методических рекомендаций, территориальной избирательной комиссией города Железнодорожный после опубликования администрацией городского округа Железнодорожный Московской области в газете «Мой город Железнодорожный» № 51 (375) от 28.12.2011 года постановления № 3457 от 26.12.2011 года об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации, списков избирательных участков, опубликовала в средствах массовой информации сообщение о предстоящем формировании участковых избирательных комиссий - решение № 2/1 от 29.12.2011.

Как усматривается из материалов дела, решением территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный № 2/1 от 29.12.2011г. «Об утверждении текста информационного сообщения территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный о формировании участковых избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года», опубликованным 06.01.2012 года в газете «Городской вестник», определен срок приема предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы до 22 января 2012 года включительно.

Решение № 2/2 от 29.12.2011 с приложением «О количественном составе членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, задействованный при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года на соответствующем избирательном участке» и решение № 2/3 от 29.12.2011г. с приложением «Об утверждении перечня документов, необходимых при подаче документов при внесении предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий города Железнодорожный в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года» были размещены на информационном стенде территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный для всеобщего обозрения.

Решение территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный № 2/1 от 29.12.2011г. соответствует вышеуказанным требованиям закона, так решение опубликовано (обнародовано) до начала приема указанных предложений и срок приема предложений по составу участковых избирательных комиссий, определенный решением территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный № 2/1 от 29.12.2011г., составлял более 15 дней ( 17 дней).

Вывод суда, что сроки формирования участковых избирательных комиссий и подачи предложений кандидатур определены законом не позднее чем за 23 дня для голосования, является ошибочным.

Довод суда, что вышеуказанные Методические рекомендации содержат указание о необходимости включения в соответствующие законы субъектов РФ норм, устанавливающих сроки внесения предложений о кандидатурах, а в законе такие нормы отсутствуют, также ошибочен.

Так, согласно п.8 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий.

Из анализа действующего законодательства следует, что данные сроки установлены пунктами 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которым участковые избирательные комиссии формируются вышестоящей избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня на основе предложений политических партий. Срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии не может составлять менее 15 дней.

Таким образом, законодатель на стадии приема предложений устанавливает запрет для избирательных комиссий по сокращению срока приема документов менее чем 15 дней и не связывает это с периодом принятия решений по формированию комиссий.

Согласно выводам суда, возможность предоставления предложений по кандидатурам в состав участковых комиссий с правом решающего голоса непосредственно до момента принятия решений о формировании комиссий, противоречит требованиям ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, поскольку является препятствием для проверки представленных документов соответствия кандидатов требованиям ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ.

Суд в обоснование вывода об отсутствии нарушения сроков подачи предложения, также сослался на пункт 8 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, определяющего для комиссий, действующих на постоянной основе, период принятии предложения не мене одного месяца, при этом не принял во внимание, что данная норма не может быть применена, поскольку по настоящему гражданскому делу оспаривалось решение территориальной избирательной комиссии по вопросу формирования участковых избирательных комиссий, действующих не на постоянной основе.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.

Пунктами 12.2, 12.3, 1.1.6 выше указанных Методических рекомендаций предусмотрено, что при внесении предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий должны быть представлены письменное согласие кандидата на его назначение в состав избирательной комиссии, с приложением копий документов.

Недостатки в оформлении документов при внесении предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий не должны препятствовать приему данных документов, недостатки документов возможно исправить или заменить их в сроки, установленные для внесения предложений.

Как усматривается из материалов дела, 17 января 2012 года членом городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» Малокоедовым А.И. в территориальную избирательную комиссию города Железнодорожный была представлена выписка из протокола № 2 от 16.01.2012г. заседания городского комитета Железнодорожного отделения КПРФ. Городским комитетом Железнодорожного отделения «КПРФ» выдвинуто 52 кандидатуры в состав участковых избирательных комиссий города Железнодорожный №№ 516-567 с правом решающего голоса.

Выписка из протокола была представлена без заявлений о согласии на назначение граждан в состав участковых избирательных комиссий, отсутствовали необходимые документы (копии паспортов, справки с места работы, копии пенсионных удостоверений, устав политической партии).

Представителю городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» Малокоедову А.И. в акте от 17 января 2012 года был разъяснен порядок исправления недостатков поданных документов в срок до 22.01.2012 года. Ознакомившись с актом, Малокоедов А.И. отказался от его подписания, о чем составлен акт членами территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный.

Указанные обстоятельства никем не оспаривались. До 22 января 2012 года включительно необходимые документы представлены не были.

24 января 2012 года рабочей группой по рассмотрению документов по формированию участковых избирательных комиссий была рассмотрена выписка из протокола № 27 от 16.01.2012г. заседания городского комитета Железнодорожного отделения КПРФ и рекомендовано о вынесении на рассмотрение членов территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный предложения об оставлении поступившего предложения без удовлетворения в связи с не представлением документов (заявления о согласии на назначение указанных граждан в состав участковых избирательных комиссий, копий паспортов, справок с места работы, копий пенсионных удостоверений) по каждой кандидатуре в сроки приема предложений.

27 января 2012 года в территориальную избирательную комиссию города Железнодорожный вновь поступила копия выписки из протокола № 27 от 16.01.2012г. заседания городского комитета Железнодорожного отделения КПРФ. Городским комитетом Железнодорожного отделения КПРФ выдвинуто 52 кандидатуры в состав участковых избирательных комиссий города Железнодорожный №№ 516-567 с правом решающего голоса.

Из 52-х заявленных кандидатур указанных в выписке, приложено 49 заявлений о согласии на назначение в состав участковых комиссий, копии паспортов, справки с места работы, копии пенсионных удостоверений, устав партии. При этом отсутствовали документы на 3 граждан.

Заявления о согласии на назначение в состав участковых комиссий, получены городским комитетом Железнодорожного отделения «КПРФ» после принятия городским комитетом Железнодорожного отделения «КПРФ» постановления о включении граждан в состав участковых избирательных комиссий, что является нарушением требований пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ так как без согласия не возможно было их назначение и утверждение.

31 января 2012 года рабочей группой рекомендовано о вынесении на рассмотрение членов территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный предложения об оставлении поступившего предложения городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» от 27.01.2012 г. без удовлетворения в связи с тем, что документы поданы с нарушениями требований действующего законодательства и Методических рекомендаций о порядке формирования участковых избирательных комиссий.

Решением территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный от 03.02.2012 года № 4/1 предложение городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» от 17.01.2012г. «Об утверждении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий города Железнодорожный с № 516 по № 567 в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года» оставлено без удовлетворения.

Вынесены на утверждение кандидатуры в состав участковых избирательных комиссий города Железнодорожный с № 516 по № 567 в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года.

Решением Территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный от 03.02.2012 года № 4/2 предложение городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» от 27.01.2012г. «Об утверждении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий города Железнодорожный с № 516 по № 567 в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года» оставлено без удовлетворения.

Принимая во внимание, что документы для утверждения кандидатур в состав участковых избирательных комиссий города Железнодорожный представителем Железнодорожного городского отделения «КПРФ» в установленный срок - 22.01.2012 не представлены, территориальная избирательная комиссия законно и обоснованно приняла решения об оставлении предложения городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» без удовлетворения.

Оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции и у суда не было оснований для отмены оспариваемых решений.

Кроме того, судебной коллегией было установлено, что выписка из протокола № 27 от 16.01.2012г. заседания городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» подписана первым секретарем городского комитета Железнодорожного отделения «КПРФ» Дегтяренко А.В. в декабре 2011 года; представленный 27 января 2012 года список кандидатур отличается от списка, представленного 17.01.2012.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными решений территориальной избирательной комиссии города Железнодорожный Московской области №4/1 от 03.02.2012 № 4/2 от 03.02.2012.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного городского суда Московской области от 28 февраля 2012 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Московского областного отделения политической партии «Коммунистическая Партия РФ» - отказать.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5904
Принявший орган: Московский областной суд
Дата принятия: 01 марта 2012

Поиск в тексте