• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 31 марта 2011 года Дело N 33-7318
 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего: Хрипунова М.И.,

судей: Гарновой Л.П., Шипиловой Т.А.,

с участием прокурора: Тришиной В.В.,

при секретаре: Андрееве Д.С.,

рассмотрев 31 марта 2011 года в открытом судебном заседании кассационное представление Подольского городского прокурора Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 01 февраля 2011 года по делу по заявлению Подольского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Вороновское об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества,

заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения представителей Администрации сельского поселения Вороновское Подольского района Тавлеева А.В., Гусарова В.А. по доводам кассационного представления, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене,

установила:

Подольский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Вороновское о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде гидротехнических сооружений - плотин, находящихся на территории муниципального образования Вороновское сельское поселение, возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений - плотин, находящихся: ... , указав, что отсутствие собственника этих гидротехнических сооружений (ГТС) влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружений, организации его эксплуатации.

Обязанности по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены на органы местного самоуправления.

Представитель Администрации сельского поселения Вороновское Тавлеев А.В. иск не признал, пояснив, что статья 27 Водного кодекса РФ предусматривает полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности. Плотины на водных объектах, являющихся федеральной собственностью, расположенных на землях водного фонда, также являются федеральными землями, поэтому эти гидротехнические сооружения не являются бесхозяйными вещами, а относятся к объектам федеральной собственности, и ответственность за ее состояние должно нести Федеральное агентство водных ресурсов.

Решением суда в удовлетворении иска прокурору отказано.

В кассационном представлении Подольский городской прокурор просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая прокурору в удовлетворении требований, суд исходил из того, что действия по обращению в регистрирующий орган являются правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, заявление прокурора является фактическим принуждением ответчика к последующему понуждению на обращение в суд за признанием права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения (плотины), что, по мнению суда, нарушает процессуальный принцип диспозитивности и нарушает права ответчика на самостоятельное распоряжение своими гражданскими правами; судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а затем в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, законом не предусмотрен.

С выводами суда судебная коллегия согласиться не может.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 23, 26 статьи 11 Устава муниципального образования сельское поселение Вороновское Подольского муниципального района (принят решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения Вороновское от 13.04.2006г. № 02/01) к вопросам местного значения сельского поселения Вороновское отнесено участие в организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные Федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области, необращение ответчика в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением материального права.

В связи с тем, что обстоятельства, имеющие значение для дела, возможно установить на основании имеющихся в деле доказательствах, судебная коллегия полагается возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, постановить новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить.

Руководствуясь статьями 199, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Подольского городского суда Московской области от 01 февраля 2011 года отменить, постановить новое решение, которым исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области по постановке на учет бесхозяйственного имущества - гидротехнических сооружений (плотин), находящихся на территории данного сельского поселения.

Обязать Администрацию сельского поселения Вороновское обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений (плотин), находящихся на территории муниципального образования «Вороновское сельское поселение», а именно: ... .

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-7318
Принявший орган: Московский областной суд
Дата принятия: 31 марта 2011

Поиск в тексте