СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ КАМЧАТСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 октября 2012 года Дело N 22-1048/2012

г. Петропавловск-Камчатский 9 октября 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Урбана Д.Е.

судей Елаховой В.А., Гулевской О.А.

при секретаре Февралёвой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осуждённых Икавава М.В., Шмагина К.В. и кассационному представлению заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского Бойцова В.Л. на приговор Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 августа 2012 года, которым

Икавав Макар Валерьевич, родившийся  ...  в  ...   ... , гражданин Российской Федерации, с неполным средним образованием, не состоящий в браке, не работающий, зарегистрированный по адресу:  ... .  ... , проживающий в  ... , судимый:

- 21 января 2011 года по ч. 1 ст. 166 УК РФ (с учётом постановления от 22 сентября 2011 года) к 8 месяцам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ и испытательным сроком на 6 месяцев, 15 апреля 2011 года условное осуждение отменено, наказание приведено в исполнение, освобождённый 17 января 2012 года по отбытии срока наказания,

осуждён по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения, постановлено срок наказания исчислять с 1 февраля 2012 года, с учётом времени содержания под стражей,

Шмагин Константин Владимирович, родившийся  ...  в  ... , гражданин Российской Федерации, с неполным средним образованием, не состоящий в браке, не работающий, не имеющий регистрации на территории Камчатского края, проживающий в  ... , судимый:

- 20 марта 2008 года по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (с учётом постановления от 14 июня 2011 года), к 1 году 11 месяцам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ и испытательным сроком на 2 года;

- 17 июля 2008 года по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (с учётом постановления от 14 июня 2011 года), с применением ч. 5 ст. 74, ст. 70 УК РФ, к 2 годам 4 месяцам лишения свободы;

- 14 сентября 2009 года по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (с учётом постановления от 14 июня 2011 года), с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ, к 3 годам 8 месяцам лишения свободы, освобождённого по отбытии срока наказания 17 января 2012 года,

осуждён по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения, постановлено срок наказания исчислять с 1 февраля 2012 года, с учётом времени содержания под стражей,

Заслушав доклад судьи Урбана Д.Е., объяснения осуждённого Икавава М.В., защитников Зуева Б.А., Марычева Б.Г., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Панкратова С.С., полагавшего необходимым приговор изменить по основаниям, изложенным в кассационном представлении, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

приговором суда Икавав М.В. и Шмагин К.В. признаны виновными и осуждены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ФИО11, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, совершённое в городе Петропавловске-Камчатском в период с 11 часов 50 минут 30 января 2012 года до 16 часов 06 минут 31 января 2012 года, группой лиц, при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

В судебном заседании Икавав вину признал частично, отрицая совершение преступления в составе группы лиц со Шмагиным.

Шмагин вину не признал.

В кассационной жалобе осуждённый Икавав, не оспаривая обстоятельства совершённого преступления, установленные судом, юридическую квалификацию, выражая несогласие с приговором, считает назначенное ему наказание чрезмерно суровым. Не согласен с применением к нему принудительного лечения от алкоголизма. Просит применить положения ст. 64 УК РФ.

В кассационной жалобе осуждённый Шмагин полагает приговор подлежит отмене по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 380 УПК РФ. Указывает, что в судебном заседании не было учтено состояние его здоровья, в силу которого он не мог совершить преступление, в котором его обвиняют. Обращает внимание на то, что в судебном заседании были получены сведения о его непричастности к преступлению. Ссылаясь на ч. 2 ст. 14 УПК РФ, указывает на нарушение его права на защиту, поскольку он был лишён возможности вызова специалиста для оценки своих физических данных. Считает свою вину в преступлении недоказанной, а вывод суда о соучастии - несоответствующим действительности. Полагает, что не установлены все обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК РФ, просит приговор отменить, направив дело на новое рассмотрение.

В кассационном представлении заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского Бойцов ставит вопрос об изменении приговора в отношении Шмагина ввиду неправильного применения норм уголовного закона. Указывает, что до осуждения за совершение особо тяжкого преступления по настоящему приговору, Шмагин был дважды судим за тяжкие преступления к лишению свободы. Таким образом, в его действиях содержится не простой, а особо опасный рецидив преступлений и вид исправительного учреждения должен быть определён судом в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ. Просит приговор изменить, признать в действиях Шмагина особо опасный рецидив преступлений и назначить к отбытию наказания последнего исправительную колонию особого режима.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия находит обвинительный приговор суда правильным.

Вина Шмагина в совершении инкриминируемого ему преступления при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части приговора, подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, в том числе, показаниями самих осуждённых Икавав, Шмагина, протоколами проверки их показаний на месте, показаниями свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14, протоколами осмотров места происшествия, заключениями экспертов, другими материалами уголовного дела, исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре.

Так давая показания на предварительном следствии в качестве подозреваемого, обвиняемого Икавав прямо указал на Шмагина, как на лицо, совместно с ним наносившее не менее двадцати ударов кулаками рук и ногами по различным частям тела потерпевшего, в голову ФИО11, от которых последний неоднократно терял сознание и, в конечном счёте, умер через непродолжительный интервал времени.

Указанные обстоятельства Икавав подтвердил в ходе проверки показаний на месте происшествия.

Об избиении Икавав, Шмагиным, ФИО11, в результате которого наступила смерть последнего, в своих показаниях указали свидетели ФИО12, ФИО13, ФИО14.

Сам Шмагин, давая показания в качестве подозреваемого, обвиняемого, подтвердил факт совместного с Икавав избиения ФИО11 по различным частям тела, в голову, в результате которого наступила смерть потерпевшего.

Указанные обстоятельства Шмагин подтвердил в ходе проверки показаний на месте происшествия.

Указанные выше доказательства согласуются с протоколом осмотра места происшествия, заключениями биологических экспертиз, в результате которых на вырезах обоев, полотенце, смывах с двери санузла, с пола, на куртке Шмагина, изъятой при его задержании, были обнаружены следы крови, которая могла произойти от ФИО11, с заключением судебно-медицинской экспертизы о том, что смерть ФИО11 наступила в результате закрытой черепно-мозговой травмы, по признаку опасности для жизни квалифицируемой как тяжкий вред здоровью.

Приведенные в приговоре доказательства вины Шмагина не противоречат друг другу, последовательны, детально согласуются между собой, в связи с чем мотивированно приняты судом за основу.

Допустимость приведенных доказательств, в том числе протокол допроса Шмагина в качестве подозреваемого, обвиняемого, сомнений у судебной коллегии не вызывает, поскольку они добыты в установленном законом порядке.

Доводы Шмагина о том, что его вина не доказана, а выводы суда, изложенные в приговоре не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, являются несостоятельными, опровергаются доказательствами приведенными выше.

Согласно протоколу судебного заседания, все доказательства, документы, на которые ссылается суд в своём приговоре, были предметом подробного исследования в судебном заседании, получили надлежащую оценку об их допустимости. В ходе решения вопроса о возможности закончить судебное следствие и перейти к прениям, возражений от сторон не поступило. Заявлений и ходатайств об исследовании каких-либо дополнительных доказательств, имеющихся в материалах уголовного дела, или у сторон, о вызове специалистов, проведении каких-либо исследований, не последовало. Таким образом, довод осуждённого Шмагина о нарушении его права на защиту не нашёл своего подтверждения, поскольку опровергается материалами уголовного дела.

Юридическая оценка действиям Шмагина К.В. по ч. 4 ст. 111 УК РФ дана правильно.

Наказание осуждённым Икавав, Шмагину назначено с соблюдением положений ст.ст. 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных, всесторонне характеризующих их личности, наличия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, влияния назначенного наказания на их исправление, не в максимальном размере. По мнению коллегии, является соразмерным и справедливым.

Оснований для смягчения наказания, назначенного Икавав, не имеется.

Доводы кассационной жалобы Икавав о чрезмерно суровом наказании, судебная коллегия находит необоснованными.

Вид исправительного учреждения Икавав назначен правильно.

Кроме того, вопреки доводам кассационной жалобы Икавав, решения о назначении принудительного лечения от алкоголизма к последнему, судом не принималось, в связи с чем указанный довод также является несостоятельным.

Вместе с тем, правильно признав в качестве обстоятельства, отягчающего наказание Шмагина рецидив преступлений, учитывая судимости последнего от 20 марта 2008 года по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, к 1 году 11 месяцам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ, от 17 июля 2008 года - по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 74, ст. 70 УК РФ, к 2 годам 4 месяцам лишения свободы, от 14 сентября 2009 года по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ, к 3 годам 8 месяцам лишения свободы, а также последнее преступление, за которое он осуждён по ч. 4 ст. 111 УК РФ, суд, ошибочно определил местом отбывания наказания Шмагину исправительную колонию строгого режима.

Как правильно указано в кассационном представлении, в действиях Шмагина имеется особо опасный рецидив преступлений, и в соответствии с положениями п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ, наказание последнему надлежит отбывать в исправительной колонии особого режима. Решение суда в данной части подлежит отмене с назначением Шмагину для отбывания наказания исправительной колонии особого режима. Кассационное представление подлежит удовлетворению.

Нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, при проверке материалов дела не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Приговор Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 августа 2012 года в отношении Шмагина Константина Владимировича - изменить.

Решение суда о назначении Шмагину для отбывания наказания исправительной колонии строгого режима - отменить.

Назначить к отбыванию наказания Шмагину К.В. исправительную колонию особого режима.

Этот же приговор в остальной части в отношении Шмагина К.В. и Икавава Макара Валерьевича оставить без изменения, а их кассационные жалобы - без удовлетворения.

Кассационное представление заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского Бойцова В.Л. - удовлетворить.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка