СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 января 2013 года Дело N 33-54

г. Киров 15 января 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Погудиной Т.С.

судей

Сметаниной О.Н.

Стексова В.И.

при секретаре

Клабуковой С.А.

с участием прокурора

Новиковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Киров», МКУ «Дирекция дорожного хозяйства», МУПП «Гордормостстрой» о понуждении к организации приведения в соответствии с установленными требованиями ГОСТ Р 50597-93 ул.Солнечная г.Кирова, проезжей части на перекрестке улиц Воровского и Солнечная г.Кирова

по апелляционной жалобепредставителя администрации муниципального образования «Город Киров» Луукконен Т.А.

на решение Ленинского районного суда г.Кирова от 07 ноября 2012 года, которым постановлено:

Иск прокурора Ленинского района г.Кирова к администрации муниципального образования «Город Киров» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» организовать приведение в соответствие с установленными требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221, ул.Солнечная г.Кирова на участке от ул.Воровского г.Кирова до дома №13 по ул.Солнечная г.Кирова, проезжей части на перекрестке улиц Воровского и Солнечная г.Кирова.

В удовлетворении исковых требований к МКУ «Дирекция дорожного хозяйства», МУПП «Гордормостстрой» о понуждении к организации приведения в соответствии с установленными требованиями ГОСТа Р 50597-93 ул.Солнечная г.Кирова, проезжей части на перекрестке улиц Воровского и Солнечная г.Кирова, отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г.Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Город Киров» о понуждении к организации приведения в соответствии с установленными требованиями ГОСТа Р 50597-93 ул.Солнечная г.Кирова, проезжей части на перекрестке улиц Воровского и Солнечная г.Кирова. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Кирову проверкой исполнения администрацией муниципального образования «Город Киров» законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что органами местного самоуправления не обеспечено содержание улиц г.Кирова в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения.Пунктом 6 ч.6 ст.29 Устава муниципального образования «Город Киров» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования отнесено к компетенции администрации города.В нарушение п.3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 на ул.Солнечной на участке от ул.Воровского до дома № 13 по ул.Солнечной в месте сопряжения проезжей части и обочины имеется просадка размером до 0,17 м по глубине.В нарушение п.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 на перекрестке ул.Воровского - Солнечная на проезжей части имеется повреждение: выбоина размерами до 3,20 м по длине, до 4,50 м по ширине, до 0,85 м по глубине. Улицы Солнечная и Воровского находятся в черте муниципального образования «Город Киров».Приведение указанного участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 необходимо в целях защиты жизни и здоровья граждан. Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» организовать приведение в соответствие с установленными требованиями ГОСТа Р 50597-93 ул.Солнечная на участке от ул.Воровского до дома № 13 по ул.Солнечная, проезжей части на перекрестке улиц Воровского - Солнечная.

Определением суда от 22.10.2012 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова», МУПП «Гордормостстрой».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Луукконен Т.А. просит решение суда, в части возложения на администрацию города обязанностей по приведению в соответствие с установленными требованиями ул.Солнечная г.Кирова, изменить. Полагает, что судом не верно применены нормы материального права. Указывает, что участок дороги по ул.Солнечная г.Кирова от ул.Производственной до ул.Воровского не построен, в реестре муниципальной собственности не значится, не закреплен за администрацией города и на его содержание и ремонт не выделяются бюджетные средства. По мнению представителя администрации города дорожная деятельность может осуществляться органами местного самоуправления только в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования.

На апелляционную жалобу поступили возражения прокурора Ленинского района г.Кирова, в которых указано на законность судебного решения, несостоятельность доводов представителя администрации города.

Заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., поддержавшей возражения прокурора Ленинского района г.Кирова, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).

Частью 3 ст.15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Частью 11 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Статьей 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлен ГОСТом Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 07.08.2012 прокуратурой Ленинского района г.Кирова совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Кирову проверкой исполнения администрацией муниципального образования «Город Киров» законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что не обеспечено содержание улиц г.Кирова в соответствии с требованиями технических норм: в нарушение п.п.3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 на ул.Солнечная на участке от ул.Воровского до дома № 13 в месте сопряжения проезжей части и обочины имеется просадка размером до 0,17 м по глубине; также в нарушение п.п.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 на перекрестке улиц Воровского - Солнечная на проезжей части улиц имеется повреждение: выбоина размерами до 3,20 м по длине, до 4,50 м по ширине, до 0,85 м по глубине. Данный факт подтверждается актом проверки состояния улично-дорожной сети г.Кирова от 07.08.2012, приложенными к акту фотоснимками.

С учетом того, что указанная дорога находится в границах муниципального образования «Город Киров», доказательств ее принадлежности иному лицу суду не представлено, в силу положений ч.11 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорога по ул.Солнечная г.Кирова является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.

Муниципальное образование является собственником автомобильных дорог местного значения, находящихся в его границах, независимо от факта включения их в реестр муниципальной собственности.

Пунктом 6 ч.6 ст.29 Устава муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Киров», отнесено к компетенции администрации муниципального образования.

Судом установлено, что ул.Воровского от ул.Ленина до пр.Строителей относится к категории магистральных улиц общегородского значения, согласно ГОСТ Р 50957-93 по транспортно-эксплутационным характеристикам относится к группе А; ул. Солнечная от ул. Московской до ул.Воровского и от ул.Производственной до ул. Юровской относится к категории магистральных улиц районного значения, согласно ГОСТ Р 50957-93 по транспортно-эксплуатационным характеристикам относится к группе Б.

Указанные участки дорог эксплуатируются.

Согласно п.п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п.п.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Подпунктом 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

Установив вышеуказанные обстоятельства, проанализировав требования действующего законодательства, суд первой инстанции принял обоснованное решение об удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию муниципального образования «Город Киров» обязанности организовать приведение в соответствие с установленными требованиями ГОСТа Р 50597-93 ул.Солнечная г.Кирова на участке от ул.Воровского г.Кирова до дома №13 по ул.Солнечная г.Кирова, проезжей части на перекрестке улиц Воровского и Солнечная г.Кирова.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчика с выводами суда первой инстанции, не содержат каких- либо доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не являющимися основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия считает, что судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное решение.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Кирова от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя администрации муниципального образования «Город Киров» Луукконен Т.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка