СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 января 2013 года Дело N 33-65(33-4379)

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

Председательствующего Орлова A.M.,

судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.,

с участием прокурора Окулова Е.А.

при секретаре Воложаниновой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Юрьянского района Кировской области на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 8 ноября 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Юрьянского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ивановского сельского поселения Юрьянского района Кировской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и производственных отходов, расположенных на территории Ивановского сельского поселения на обочинах подъездной дороги к кадастровому кварталу № до начала границы данного квартала в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения Юрьянского района и администрации Юрьянского района о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и производственных отходов, в обоснование требований указал, что в ходе проверки природоохранного законодательства, проведенной  ...  установлено, что на территории муниципального образования Ивановского сельского поселения Юрьянского района в кадастровом квартале №, в бывшем песчаном карьере, у бывшей вертолетной площадки, находящемся в  ...  м севернее п.г.т ... , а также на обочинах подъездной дороги к нему, имеются места несанкционированного размещения производственных и твердых бытовых отходов общим объемом не менее  ...  куб. м. на земельных участках общей площадью  ...  кв.м. В  ...  метрах от последнего дома по  ...   ... , с левой стороны асфальтовой автодороги, идущей из  ...  имеется грунтовый отворот к бывшему песчаному карьеру. Начиная от самой развилки, по обеим сторонам грунтовой дороги длиной  ...  км к карьеру имеются многочисленные кучи отходов производства в виде мусора от уборки площадок погрузки круглого леса в вагоны (сучьев и веток с примесью земли), твердых бытовых отходов, а также мусор от разборки зданий. Правая и левая обочины дороги, дно бывшего карьера, его откосы, обочины огибающей его грунтовой дороги, а также прилегающая к нему с северо-западного угла территория также захламлены отходами. Согласно информации Юрьянского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области от  ...  земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, расположен в границах муниципального образования «Ивановское сельское поселение» в северо-западной части кадастрового квартала № и относится к категории земель - земли запаса, государственная собственность на которую не разграничена. Ответчик в нарушение ч.1 ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89 ФЗ « Об отходах производства и потребления» не в полной мере выполняет свои полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в связи с чем, нарушены права граждан на благополучную окружающую среду.

Определением суда от 14 августа 2012 года в качестве соответчиков в связи с изменениями исковых требований привлечена администрация Юрьянского района.

Определением от 16 октября 2012 года в качестве соответчика в связи с изменениями исковых требований привлечена администрация ЗАТО Первомайский Юрьянского района.

С учетом уточненных требований, прокурор просит обязать администрацию Ивановского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и производственных отходов, расположенной на территории Ивановского сельского поселения Юрьянского района в кадастровом квартале № (участки №).

Юрьянским районным судом Кировской области 8 ноября 2012 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен и.о. прокурора Юрьянского района Кировской области, подал апелляционное представление, в котором указал, что решение подлежит отмене в связи с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела. Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, районный суд исходил из того, что земельные участки №№ и № квартала № находятся на территории ЗАТО Первомайский. Действительно, согласно кадастровому плану территории кадастрового квартала №:№ по состоянию на  ...  земельный участок №, площадью  ...  кв.м. был отнесен к ЗАТО Первомайский. Согласно Постановлению Кировской областной Думы от  ...  № из Юрьянского района изъяты земли района в связи с передачей в ведение администрации поссовета Первомайский и утверждена в натуре черта п. Первомайский. На основании этих документов суд сделал вывод, что несанкционированная свалка на земельных участках №№ и № находится в черте ЗАТО Первомайский, а возложение на администрацию Ивановского сельского поселения обязанности по ликвидации повлечет нецелевое использование денежных средств. Выводы суда противоречат действующему законодательству и нарушают права неопределенного круга лиц. Согласно порталу услуг Росреестра Российской Федерации (rosreestr.ru) - публичная кадастровая карта, подъездная грунтовая дорога к карьеру находится пределах кадастрового квартала №. Отходы в бывшем песчаном карьере у бывшей вертолётной площадки, находящемся в  ...  м севернее  ... , расположены в пределах кадастрового квартала №. Судом достоверно установлено, что на момент рассмотрения гражданского дела нормативно - правовой акт об установлении границ ЗАТО Первомайский отсутствует. Взятая судом за основу схема согласования границ между ЗАТО Первомайский и администрацией Юрьянского района от  ...  года является проектом, установленные границы согласованы не были. Таким образом, сделанный судом вывод о нахождении несанкционированной свалки на землях, находящихся в черте ЗАТО Первомайский, не основан на Законе. Наряду с этим, судом не приняты во внимание и не оценены приобщенные в судебном заседании прокурором Решения Юрьянской районной Думы от  ...  № «Об утверждении текстового описания границ вновь образованных городских и сельских поселений» и Думы Ивановского сельского поселения № от  ... , которыми утверждено текстовое описание границ муниципального образования Ивановское сельское поселение. Исходя из указанного описания земельный участок с кадастровым номером № в кадастровом квартале № расположен на территории Ивановского сельского поселения, что также подтверждается информацией Юрьянского отдела Управления Росреестра по Кировской области от  ... . В решении суда указано, что согласно постановлениям Совета Министров РСФСР в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части № из земель Юрьянского района переданы земельные участки и в настоящее время находятся в пользовании войсковой части. Однако из указанных постановлений не следует, что в пользование войсковой части переданы именно земельные участки № и № кадастрового квартала №. Прокурор отмечает в представлении, что в соответствии с действующим законодательством местное самоуправление, осуществляется в границах поселения и на всей его территории, в которую входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Согласно схеме территориального планирования  ... , утвержденной решением  ... ной Думы от  ...  №, земельные участки №№ и № в кадастровом квартале № находятся на территории Ивановского сельского поселения, а территория, ЗАТО Первомайский (по периметру ограждения контролируемой зоны), отражена белым пятном. Таким образом, согласно вышеуказанным письменным документам, подтвержден факт расположения отходов твердых бытовых и производственных отходов на территории Ивановского сельского поселения и обязанность по их уборке должна быть возложена на администрацию Ивановского сельского поселения, не только на обочинах подъездной дороги к кадастровому кварталу №, но и на земельных участках №№, № данного квартала. Просит решение Юрьянского районного суда от  ...  о частичном удовлетворении требований прокурора Юрьянского района в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения об обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и производственных отходов, расположенных на территории Ивановского сельского поселения Юрьянского района Кировской области, в кадастровом квартале № (участки №,№), а также на обочинах подъездной дороги к нему отменить, принять по делу новое решение.

В возражениях на представление, Администрация Юрьянского района решение суда считает законным и обоснованным, соответствующим нормами материального и процессуального права. Указывает, что, поскольку территория Ивановского сельского поселения Юрьянского района Кировской области включает территорию квартала №, где расположена спорная грунтовая дорога (образовалась стихийно, не состоит на балансе поселения), суд обоснованно обязал администрацию Ивановского сельского поселения организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых и производственных отходов, расположенных на территории Ивановского сельского поселения на обочинах подъездной дороги к кадастровому кварталу № до начала границы данного квартала. Квартал № включает земельные участки № и №. Согласно кадастровому плану территории кадастрового квартала № земельные участки № (территория второй очереди вертолетной площадки в/ч №) и № (территория вертолетной площадки в/ч №) отнесены к территории ЗАТО Первомайский и не относятся к территории Ивановского сельского поселения. Схему территориального планирования нельзя брать за основу определения границ Ивановского сельского поселения, так как и схема, и описание границ в решении Думы составлены и описаны не в масштабе, а схема согласования границ между ЗАТО Первомайский и администрацией района от 2008 года оформлена в масштабе, подписана должностными лицами, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

Администрация Ивановского сельского поселения Юрьянского района Кировской области в возражениях на представление указала, что с решением согласна, считает его законным и обоснованным, а доводы представления - неподлежащими удовлетворению, т.к. территория Ивановского сельского поселения находится в квартале №, в данном квартале нет земельных участков № и №, данные участки находятся в квартале №.

Администрация ЗАТО Первомайский Кировской области в возражениях на представление полагает оспариваемое решение подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права. В соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» решение о создании (реорганизации, преобразовании) ЗАТО принимается Президентом РФ. До настоящего времени отсутствует Указ Президента РФ об установлении границ ЗАТО Первомайский Кировской области. Также в разделе 40 Закона Кировской области от 31.10.2000 № 218-ЗО «Об утверждении границ административно-территориальных единиц Кировской области» отсутствует описание границ МО ГО ЗАТО Первомайский Кировской области. Для подготовки Указа Президента РФ по утверждению границ ЗАТО Первомайский, органы местного самоуправления ЗАТО Первомайский в период с 2003 по 2012 годы неоднократно обращались к главе Юрьянского района по вопросу согласования границ ЗАТО Первомайский и Юрьянского района и получали отказы. Просит решение отменить и апелляционное представление прокурора удовлетворить в полном объеме.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель администрации Юрьянского района Кировской области, извещены о дне рассмотрения дела надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, заслушав представителей администрации Ивановского сельского поселения и администрации ЗАТО Первомайский, обсудив доводы апелляционного представления, отзывов на него, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, не находит оснований для удовлетворения представления.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, статья 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляют право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.

В силу положений пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», части 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», решение вопросов организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов отнесено к вопросам местного значения поселений.

Согласно пункту 21 части 5 статьи 32 Устава МО «Ивановское сельское поселение» в компетенцию администрации поселения входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования прокурора и возлагая на администрацию Ивановского сельского поселения обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов только на обочинах подъездной дороги к кадастровому кварталу № до начала границы данного квартала, обоснованно исходил из того, что указанная подъездная дорога частично находится на территории Ивановского сельского поселения (до границы начала № квартала), а также из недоказанности материалами дела факта принадлежности ответчику земельных участков №№ и № квартала №.

Судом, на основании исследования представленных в материалы дела документов, свидетельских показаний, установлено, что земельные участки №№, №, на территории которых истцом выявлено наличие несанкционированных свалок мусора, входят в состав кадастрового квартала №. Установлено, что земельный участок № является территорией бывшей вертолетной площадки в/ч №, земельный участок № - территорией второй очереди бывшей вертолетной площадки в/ч №.

Согласно документам дела, земли, в том числе, и земли, принадлежащие на праве постоянного бессрочного пользования в/ч № (на которых расположены земельные участки №№, №), входят в состав земель, изъятых ранее и переданных, согласно Постановлению Кировской областной Думы от  ...  № №, в ведение поссовета Первомайский (ныне ЗАТО Первомайский). Подтверждено, что переданные ранее в/ч № на основании Постановлений Совета Министров (с 1959 по 1987 годы) земли входили в состав ЗАТО Первомайский на период его существования. Указанные Постановления не отмены, а документов, подтверждающих передачу данных земель обратно в ведение Юрьянского района, материалы дела не содержат.

С учетом предусмотренного статьей 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанность доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих возражений, возложена на истца.

Из представленных истцом доказательств не следует, что земельные участки №, №, находящиеся в кадастровом квартале №, находятся в границах территории Ивановского сельского поселения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о нахождении несанкционированных свалок мусора на земельных участках, входящих в состав земель ЗАТО Первомайский (кадастровый квартал №), основаны на документах дела. Истцом убедительных доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В то же время факт нахождения в границах Ивановского сельского поселения (территория которого находится в кадастровом квартале №) участка подъездной дороги (до границы №), по обочинам которой также были обнаружены места скопления мусора, документально подтвержден, в связи с чем возложение судом на администрацию Ивановского сельского поселения обязанности по его ликвидации, обоснованно и правомерно.

В силу изложенного, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал правовую оценку.

Довод заявителя жалобы о том, что Постановление  ...  Думы от  ...  № в момент издания противоречило Закону РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», подлежит отклонению, поскольку указанное Постановление оспорено не было и не было признано в установленном законом порядке недействительным, является действующим.

Ссылка прокурора на то, что судом не дана оценка представленным в материалы дела  ... ной Думы от  ...  № «Об утверждении текстового описания границ вновь образованных городских и сельских поселений» и Думы Ивановского сельского поселения № от  ...  не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и незаконности оспариваемого решения.

В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, опровергающих указанные выводы.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь, частью 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Юрьянского районного суда Кировской области от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление и.о. прокурора Юрьянского района Кировской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка