СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 сентября 2012 года Дело N 33-1660

04 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Циркуновой О.М.,

судей Корневой М.А., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Наумовой С.В.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Ярушевского <...> к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр защиты населения» об обязании монетизировать льготы, возмещении материального ущерба, взыскании денежной компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Ярушевского <...> на решение Советского районного суда г. Орла от 13.07.2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ярушевского <...> к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр защиты населения» об обязании монетизировать льготы, возмещении материального ущерба, взыскании денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., выслушав Ярушевского Н.З., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Казенного учреждения Орловской области «Областной центр защиты населения» ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Ярушевский Н.З. обратился в суд с иском к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр защиты населения» об обязании монетизировать льготы, возмещении материального ущерба, взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что он, являясь <...>, имеет право на льготы, предусмотренные, в том числе, ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», согласно которой инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 % оплаты коммунальных услуг.

Однако решением мирового судьи судебного участка №  ...  от  ...  с него была взыскана задолженность за потребление природного газа в размере <...> руб. <...> коп., тогда как он производил оплату в соответствии с упомянутым законом.

Поскольку ответчик лишил его возможности использовать льготы, предоставленные ему положениями ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», Ярушевский Н.З. просил суд обязать ответчика произвести монетизацию предоставленных ему Законом льгот, начиная с  ...  в размере 100 %, взыскать в счет возмещения материального ущерба <...> руб. <...> коп. и компенсацию морального вреда в сумме <...> руб.

Уточнив в суде первой инстанции требования в части монетизации льгот, Ярушевский Н.З. просил суд обязать ответчика произвести оплату образовавшейся у него задолженности по оплате коммунальных услуг, либо выплатить ему денежные средства в счет ее погашения в размере 50 % причитающейся ему льготы.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Ярушевский Н.З. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Приводит доводы о том, что суд, отказав ему в удовлетворении требований, не разъяснил порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате инвалидом коммунальных услуг.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с преамбулой вступившего в законную силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанным Законом изменяется принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан.

При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации.

Однако предоставление указанных льгот в субъектах Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с положениями законодательных актов, включая Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно ст. 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 29.05.2009 N 43 "Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в целях совершенствования порядка предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг было запланировано осуществить поэтапный переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных, в том числе, Законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно Порядку осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области, утвержденному вышеупомянутым Постановлением Правительства Орловской области с 01 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг были переведены в денежную форму. Пунктом 1.2. указанного Порядка определено, что меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере, эквивалентном установленному законодательством Российской Федерации и Орловской области проценту уменьшения размера платежа за жилищно-коммунальные услуги.

Ежемесячная денежная компенсация назначается, в том числе, инвалидам (п. 1.3.1).

Гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки по оплате одной и той же жилищно-коммунальной услуги по нескольким основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина (п. 1.4).

Начисление ежемесячной денежной компенсации за текущий месяц производится исходя из видов и размеров платежей, начисленных получателю в предыдущем месяце. Начисление и подготовка документов на выплату ежемесячной денежной компенсации осуществляется учреждением социальной защиты населения в течение 5 календарных дней после получения сведений о размерах начисленных гражданам сумм платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуг (п. 3.12).

При совместном пользовании жилым помещением несколькими лицами, объем коммунальных услуг, потребленных льготником, определяется путем выделения его доли в общем объеме потребленных в жилом помещении коммунальных услуг. Занимаемая льготником общая площадь жилого помещения определяется путем выделения его доли в общей площади жилого помещения (п. 3.13).

Как установлено судом первой инстанции Ярушевский Н.З. является собственником  ...  в д.  ... , в которой проживает и зарегистрирован совместно со своей супругой ФИО8, являющейся получателем ежемесячной денежной компенсации по категории «ветеран труда» (л. д. 22, 28, 46).

Истец также является ветераном труда, а с  ...  - <...> группы. В связи с чем, после получения инвалидности ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) на оплату коммунальных услуг ему предоставляется, как инвалиду.

Имея две льготные категории на выплату ежемесячной денежной компенсации, Ярушевский Н.З. при рассмотрении дела не оспаривал правомерность предоставления ему льгот по категории «инвалид».

В суде апелляционной инстанции истец указал на то, что ответчик неправильно производит начисление ЕДК. Он не согласен с порядком предоставления льготы по оплате стоимости коммунальных услуг, полагая, что данная льгота должна распространяться на всю его семью и предоставляться исходя из полного начисления всех коммунальных услуг, а не только его доли. Считает, что в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он должен производить оплату только 50 % стоимости коммунальных услуг. Сослался на то, что с января 2011 года по март 2011 года ответчик не производил выплату ЕДК.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец воспользовался правом на получение льгот и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым ему, как инвалиду второй группы, предоставлена льгота в размере 50 % на оплату коммунальных услуг из расчета на одного человека, как это предусмотрено ст. 17 названного Федерального закона. Такая льгота на всю семью устанавливается лишь при наличии в семье ребенка-инвалида, тогда как в семье Ярушевского Н.З. таковых не имеется.

Судебной коллегией установлено, что в 2011 году ответчиком выплата ЕДК Ярушевскому В.Н. действительно была приостановлена до полного погашения переплаты, образовавшейся за счет того, что до предоставления истцом свидетельства о праве собственности на квартиру, размер ЕДК рассчитывался, в том числе, с учетом 50 % льготы на оплату жилого помещения, которой истец, проживая в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, не имеет.

Однако действия Казенного учреждения Орловской области «Областной центр защиты населения» по зачету излишне выплаченных денежных средств в счет следующей ЕДК не противоречат Порядку осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области, согласно которому, в случае неправильного начисления суммы ежемесячной денежной компенсации излишне выплаченные средства засчитываются в счет следующей выплаты ежемесячной денежной компенсации, а при отсутствии права на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в последующие месяцы указанные средства возвращаются получателем в добровольном порядке (п. 3.9).

В настоящее время денежная компенсация Ярушевскому В.Н. осуществляется, в соответствии с положениями п. п. 3.12. и 3.13 упомянутого Порядка.

На основании изложенного, принимая во внимание, что вышеупомянутые нормативно-правовые акты не содержат положений, предусматривающих предоставление льгот по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов, совместно с ним проживающим, в связи с чем, льготы в виде ежемесячных денежных выплат на оплату указанных услуг правомерно предоставляются Ярушевскому Н.З. только в размере оплаты, приходящейся на него, как на инвалида, а не всего объема потребленных коммунальных услуг, что фактически в денежном выражении составляет ? долю их стоимости, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований.

Утверждение истца о том, что, в силу ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он должен оплачивать только 50 % коммунальных услуг, противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку реализация указанной меры социальной поддержки носит компенсационный характер в виде денежной выплаты в размере, причитающейся на долю инвалида.

Поскольку установлено, что взысканная решением мирового судьи с Ярушевского Н.З. задолженность за потребленный газ образовалась в результате оплаты истцом, в нарушении действующего законодательства, этой услуги не в полном объеме, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика денежных средств в сумме <...> руб. <...> коп. и компенсации морального вреда являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы Ярушевского Н.З. фактически сводятся к изложению позиции, выраженной им в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, не влияют на его правильность.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц. Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 13 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ярушевского <...> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка