СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июля 2012 года Дело N 33-1205

11 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.

судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.

при секретаре Журавлевой Л.Н.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Шейченко Петра Васильевича на решение Заводского районного суда г.Орла от 3 мая 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Шейченко Петра Васильевича к ЗАО «ЖРЭУ №2» отказать».

Заслушав дело по докладу судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения Шейченко П.В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителей ответчика ЗАО «ЖРЭУ №2» по доверенности Позднякову Т.А. и Шахова А.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Шейченко П.В. обратился в суд с иском о признании противоправными действий ЗАО «ЖРЭУ №2», признании правомочности принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома  ...  решений по вопросам голосования по п.п. 6.2 и 6.3 протокола от 01.03.2012 № 445-12-10 «О решении общего собрания собственников помещений».

В судебном заседании Шейченко П.В. иск поддержал, уточнив исковые требования, просил суд обязать ответчика ЗАО «ЖРЭУ №2» принять к исполнению решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома  ...  по вопросам голосования по п.п. 6.2 и 6.3 протокола от 01.03.2012 № 445-12-10 «О решении общего собрания собственников помещений».

В обоснование исковых требований указывал, что ему на праве собственности принадлежит  ...  многоквартирном доме, расположенном по адресу:  ... . Собственниками данного жилого дома 01.03.2012 было проведено внеочередное общее собрание по вопросу установки в доме автоматизированной системы коммерческого учета энергии (АСКУЭ) с заменой всех индивидуальных электросчетчиков на новые с функцией интерфейса и с установкой нового общедомового электросчетчика с функцией интерфейса. Собранием принято решение об установке данной системы, а также об оплате установки счетчиков следующим образом: в квартирах, где электросчетчики по закону от 23.11.2009 № 261- ФЗ замене не подлежат или собственниками уже заменены, стоимость обязательной замены электросчетчиков составляет 2025 рублей по каждой квартире в счет средств «Текущего ремонта» общего имущества; для квартир, где индивидуальные электросчетчики по закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ подлежат замене, с каждой квартиры стоимость работ ООО «Электромонтаж» по замене электросчетчиков составляет 860 рублей из средств собственников помещений, тогда как оставшаяся часть оплаты в размере 1165 рублей будет производиться за счет средств «Текущего ремонта» общего имущества. Протокол собрания был направлен ЗАО «ЖРЭУ №2» с просьбой исполнить решение общего собрания. Однако, ЖРЭУ №2 приняло указанное решение к исполнению частично, за исключением положений, касающихся вопросов замены индивидуальных счетчиков за счет средств текущего ремонта общего имущества данного дома, Свои действия ЖРЭУ № 2 объяснило тем, что индивидуальные приборы учета электрической энергии по правилам ст. 36 ЖК РФ не входят в состав общедомового имущества. Данное решение является противоправным, поскольку общее собрание, к компетенции которого относится принятие решений о текущем ремонте, постановило провести установку собственной аппаратуры АСКУЭ, общедомового электросчетчика с функцией интерфейса и индивидуальных электросчетчиков с функцией интерфейса, без которых невозможно функционирование всей системы АСКУЭ, за счет средств текущего ремонта. Указанные доплаты из средств текущего ремонта общего имущества дома направлены на обеспечение выполнения системой АСКУЭ, как общего имущества дома, основной функции - дистанционного контроля индивидуального расхода электроэнергии для всех без исключения помещений дома для формирования суммарного индивидуального расхода дома.

Шейченко П.В. просил суд обязать ЗАО «ЖРЭУ №2» принять к исполнению решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома  ...  по вопросам голосования по п.п. 6.2 и 6.3 протокола от 01.03.2012 № 445-12-10 «О решении общего собрания собственников помещений», касающихся замены индивидуальных счетчиков за счет средств текущего ремонта общего имущества данного дома».

Представители ответчика по доверенности Сивакова М.Я., Шахов А.И. и Туров Ю.А. в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на то, что индивидуальные приборы учета электроэнергии не входят в состав общего имущества дома, поэтому оплата их замены должна производиться за счет личных средств собственников жилых помещений.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Шейченко П.В. просит решение суда отменить, как незаконное.

Указывает, что судом неправильно истолкованы ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, договор управления многоквартирным домом по  ... , в части того, что индивидуальные электросчетчики относятся к имуществу собственников помещений.

Считает, что когда индивидуальные электросчетчики выполняют функции обслуживания только жилых помещений, то они являются имуществом собственников этих жилых помещений, когда же эти счетчики в составе АСКУЭ выполняют общедомовую функцию, то они должны быть отнесены к общедомовому имуществу.

Ссылается на то, что система АСКУЭ выполняет общедомовую функцию и без 100% индивидуальных электросчетчиков, адаптированных и включенных в АСКУЭ, система свои основные функции не выполняет.

Полагает, что имеется несоответствие между ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 2 «д» Правил-491, а также п. 7 Правил-491 в части принадлежности электросчетчиков в составе АСКУЭ к определённому виду имущества.

Утверждает, что положения приказа Минрегиона РФ от 02.09.2010 г № 394 не подлежали применению, так как регламентируют замену индивидуальных электросчетчиков на основании требований ФЗ от 23.11.2009 г « Об энергосбережении», который не оспаривается.

Приводит доводы о том, что вывод суда о возможности функционирования системы АСКУЭ при отсутствии 100% индивидуальных электросчетчиков с функцией интерфейса не соответствует действительности.

Указывает на то, что общее собрание собственников жилья при принятии решения исходило из технического состояния жилого дома и наличия неосвоенных средств текущего ремонта, а также из того, что именно собрание объективно является распорядителем своих собственных средств и ответственно за техническое состояние жилого дома.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Согласно п. 2.7 данных Правил в состав общего имущества многоквартирного дома в частности включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения, (квартиры); внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно приказа Минрегиона РФ от 02.09.2010 № 394 «Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов» установка индивидуальных приборов системы учета электрической энергии производится за счет средств собственника жилья. И только лишь установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии осуществляется за счет средств платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ст. 154 ЖК РФ предусматривает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственника помещения в многоквартирном доме, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно приложения № 4 к договору управления многоквартирным домом, находящимся по адресу:  ...  следует, что границей эксплуатационной ответственности между общедомовым электрооборудованием и квартирным является отходящий от аппарата защиты (автоматический выключатель, УЗО, предохранитель и т.п.) провод квартирной электросети (л.д.70).

Данным договором установлено, что замена индивидуальных приборов учета электроэнергии не относится к перечню работ и услуг, выполняемых при техническом обслуживании жилого дома (л.д.52-72).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шейченко П.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на  ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10).

Согласно договора управления многоквартирным домом от 27.12.2007, управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу:  ... , является ЗАО «ЖРЭУ №2» (л.д.52-72).

В период времени с 8 часов 20.02.2012 по 20 часов 29.02.2012 собственниками  ...  проведено общее собрание в форме заочного голосования по вопросу установки в доме системы АСКУЭ с заменой всех индивидуальных электросчетчиков на новые с функцией интерфейса и с установкой нового общедомового электросчетчика с функцией интерфейса.

Из протокола общего собрания от 01.03.2012 № 445-12-10 «О решении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома» усматривается, что собственниками дома принято решение о производстве оплаты работ:

- п.6.1 договора: для квартир, где индивидуальные электросчетчики подлежат замене согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ, стоимость замены электросчетчиков силами ООО «Электромонтаж» в размере 860 рублей с каждой квартиры следует оплатить из средств собственников помещений;

- п.6.2 договора: оставшуюся часть оплаты замены электросчетчиков для квартир, указанных в п. 6.1, в размере 1165 рублей оплатить в счет средств «Текущего ремонта» общего имущества;

- п. 6.3 договора: для квартир, где электросчетчики согласно закону от 23.11.2009 261- ФЗ замене не подлежат или собственниками уже заменены, стоимость обязательной замены электросчетчиков в размере 2025 руб. по каждой квартире подлежат оплате за счет средств «Текущего ремонта» общего имущества (Л.д. 7-9)

01.03.2012 указанный протокол общего собрания направлен для исполнения Управляющей организации ЗАО «ЖРЭУ №2»

06.03.12 ЗАО «ЖРЭУ №2» дан ответ, из которого следует, что протокол № 445-12-10 от 01.03.2012 будет принят к исполнению за исключением положений, касающихся принятия общим собранием решений по вопросам замены индивидуальных электросчетчиков за счет средств текущего ремонта общего имущества данного дома, поскольку индивидуальные приборы учета электрической энергии (электросчетчики) по правилам ст. 36 ЖК РФ не входят в состав общедомомого имущества (л.д. 13).

Считая свои права нарушенными, Шейченко П.В. обратился в суд.

Разрешая иск по существу, суд, руководствуясь положениями вышеприведенных правовых норм, пришел к правильному выводу о правомерности действий ЗАО « ЖРЭУ № 2» и обоснованности отказа в принятии к исполнению решения общего собрания жильцов многоквартирного  ...  от 01.03.2012 по вопросам замены индивидуальных электросчетчиков за счет текущего ремонта общего имущества жилого дома, поскольку согласно действующему законодательству индивидуальные приборы учета электрической энергии не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

Доводы жалобы Шейченко П.В. о том, что судом неправильно истолкованы ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, договор управления многоквартирным домом по  ... , судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права.

Доводы жалобы о том, что в законе имеется несоответствие между ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 2 «д» Правил-491, а также п. 7 Правил-491 в части принадлежности электросчетчиков в составе АСКУЭ к определённому виду имущества судебной коллегией отклоняются, как не имеющие правового значения для рассматриваемого спора.

Доводы жалобы о том, что система АСКУЭ выполняет общедомовую функцию и без 100% индивидуальных электросчетчиков, адаптированных и включенных в АСКУЭ, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не могут повлиять на правильность определенных судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных гражданско-процессуальным законодательством к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г.Орла от 3 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шейченко Петра Васильевича - без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка